Приложение № 26 к основной образовательной программе
среднего общего образования, реализующей ФГОС
Рабочая программа факультативного курса
«Обучение написанию сочинений разных жанров»
11 класс
КШ «Каменск-Уральский кадетский корпус войск национальной гвардии РФ» (филиал ГБОУ СО КШИ
«Екатеринбургский корпус войск национальной гвардии Российской федерации»)
Разработала: Просвирнина Е.Н.,
учитель русского языка и литературы, ВКК.
Каменск-Уральский, 2025 г.
Раздел I. Планируемые результаты освоения учебного предмета ..............................................................................................................3
Раздел II. Содержание учебного предмета .....................................................................................................................................................9
Раздел III. Тематическое планирование .........................................................................................................................................................9
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) образования
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Русский язык (базовый уровень). 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Чердаков Д.Н., Дунев А.И. Под общей ред.Вербицкой
Л.А. –М: Просвещение. 2019 г.
Согласно Учебному плану ГБОУ СО КШИ «Екатеринбургский кадетский корпус», на изучение данного предмета отводится следующее
количество часов:
В гуманитарном (11 классе) – 17 (0,5 часов в неделю)
В социально-экономическом (11 классе) – 17 (0,5 часов в неделю)
2
Раздел I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность,
готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать
собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории,
духовных ценностей и достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
– формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и
главным фактором национального самоопределения;
– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к закону, государству и гражданскому обществу:
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному
достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире,
готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
3
– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать
первую помощь;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и
поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); –
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству,
владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных
знаниях об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
– положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;
– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным
видам трудовой деятельности.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
– физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми
безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
4
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных
действий (УУД)
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь
на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);
5
- подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты.
В результате изучения факультативного курса "Обучение написанию сочинений различных жанров»
выпускник на базовом уровне научится:
•
создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой
принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты,
сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
•
•
•
•
•
выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;
сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем
обучения;
•
использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и
аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
•
анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему,
проблему и основную мысль;
•
•
•
извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
выбирать тему, определять цель и подбирать материал для сочинения;
6
•
соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и
пунктуационные нормы русского литературного языка;
•
•
оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия
языковым нормам.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
•
анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и
уместности их употребления;
•
•
•
•
•
•
•
•
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов;
•
•
•
•
•
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной и письменной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
•
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
•
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
Выпускник на углубленном уровне научится:
•
анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления при
оценке собственной и чужой речи;
•
•
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
7
•
•
•
•
•
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов;
•
•
•
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру письма;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения; осуществлять
речевой самоконтроль;
•
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
•
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
•
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде доклада, статьи, рецензии, резюме;
проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью;
критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический текст;
осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;
использовать языковые средства с учетом вариативности современного русского языка;
проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи;
редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка;
определять пути совершенствования собственных коммуникативных способностей и культуры речи.
8
Раздел II. Содержание учебного предмета
11 класс (социально-экономический) -17 часов
№
Название раздела
1.
Сочинение как текст. Основные признаки текста.
2.
Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению
3.
Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе
4.
Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам
5.
Своеобразие жанров сочинений
6.
Выбор темы сочинения. Структура сочинения
7.
Сочинение-рассуждение
Общее количество часов
Количество часов
1
3
1
4
2
2
4
17
11 класс (гуманитарный) -17 часов
№
Название раздела
1.
Сочинение как текст. Основные признаки текста.
2.
Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению
3.
Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе
4.
Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам
5.
Своеобразие жанров сочинений
6.
Выбор темы сочинения. Структура сочинения
7.
Сочинение-рассуждение
Общее количество часов
Количество часов
1
3
1
4
2
2
4
17
Раздел III. Тематическое планирование
11 класс (социально-экономический) 11класс (гуманитарный)
9
№
1
Название темы
Повторение. Сочинение как
текст. Классификация
сочинений.
Колво
часов
Содержательные единицы
1
Сочинение как текст. Основные признаки текста. Общие
требования к составлению текста. Сбалансированность
частей работы, соответствие определенной стилистике.
1
2
Определение признаков
жанра на конкретных
примерах
Виды деятельности обучающихся
(из Стандарта)
Классификация сочинений по проблематике, тематике и
жанрам. Своеобразие жанров: литературно-критическая
статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, путешествие,
сочинение-характеристика, литературный портрет.
Зависимость
структуры сочинения от его типа
•
•
Самостоятельно определяют цели
Участвуют в беседе, записывают
выводы и требования к написанию
текста.
•
•
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию
•
•
Самостоятельно определяют цели
Слушают лекцию учителя,
принимают участие в беседе и ее
записывают; составляют план,
опорную таблицу.
•
Работают со средствами связи
предложений по текстам ЕГЭ
•
•
3
Выявление зависимости
формы эссе и его языкового
воплощения от задачи и
адресата автора.
1
Зависимость структуры сочинения от его типа.
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию
Самостоятельно определяют
цели
Отбирают и
систематизируют
фактический материала по
темам сочинений.
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию
10
4
5
Творческие возможности
различных авторов в рамках
одного жанра
Тексты о национальных
отношениях (проблема
единства народов и культур,
проблема толерантности)
1
1
Зависимость структуры сочинения от его типа.
Стилистика
сочинения.
Редактирования
рецензирование, анализ сочинения.
и
Самостоятельно определяют
цели
Составляют таблицу
терминов:
литературоведческих и
обществоведческих,
включают их в части
сочинения – рассуждения.
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию
Самостоятельно определяют
цели
Продолжают составление
таблицы терминов.
Работают с текстами и
риторическими средствами в
них.
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию
Самостоятельно определяют
цели
Продолжают составление
таблицы терминов.
Работают с текстами и
риторическими средствами в
них.
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию
6
Тексты о войне (проблема
героизма и патриотизма,
антигуманная сущность
войны)
Тексты патриотического
характера. «Умом Россию не
понять…»
1
Отбор материала, систематизация фактического
материала, планирование будущего текста.
11
7
Тексты о природе (проблема
негативного отношения к
природе)
1
Отбор материала, систематизация фактического
материала, планирование будущего текста.
Самостоятельно определяют
цели
Продолжают составление
таблицы терминов.
Работают с текстами и
риторическими средствами в
них.
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию
Осуществляют рефлексию
Сочинение как текст. Основные признаки текста. Общие
требования к составлению текста. Сбалансированность
частей работы, соответствие определенной стилистике.
Самостоятельно определяют
цели
Составляют список эпизодов,
которые нужны для
понимания смысла
произведения 19-20 веков.
Создают сочинение – анализ
эпизода.
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию
8
Тексты социальнонравственной проблематики
(проблема активной
гражданской позиции,
проблема ответственности,
проблема милосердия)
1
Отбор материала, систематизация фактического
материала, планирование будущего текста.
9
Жанровые особенности
сочинения-рассуждения
Комментирование проблемы
как аналитикосинтетическая работа с
текстом. Типы
1
Развернутый план работы над сочинениемрассуждением. Сочинение - рассуждение.
Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке
к экзаменам по литературе. Основные
литературоведческие понятия в формулировках тем
сочинений. Типы комментирования.
12
Составляют план и конспект статьи.
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию
комментирования.
10
Выявление
и
формулировка авторской
позиции. Разница между
проблемой и позицией.
1
Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке
к экзаменам по литературе. Основные
литературоведческие понятия в формулировках тем
сочинений. Авторская позиция. Структура сочинения.
Анализ эпизода.
Аргументация собственной
позиции и основные виды
аргументации.
Работа над композицией.
Основные виды
вступительной и
заключительной части.
Критерии оценивания
сочинения-рассуждения.
Проверка и редактирование
сочинения.
1
Структура сочинения. Вступительная часть сочинения.
Виды вступлений (историческое, историко-литературное,
аналитическое)
13
Самостоятельно определяют
цели
Создают сочинение
Рецензируют сочинения,
написанные учащимися.
Проводят редакторскую
правку.
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию
Логические
аргументы.
Иллюстративные
аргументы. Ссылки на
авторитет.
11
Самостоятельно определяют
цели
Создают сочинение.
Рецензируют
сочинения,
написанные учащимися.
Редакторская правка.
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию
12
13
14
Подбор произведений в
работе над сочинением.
Написание сочиненийрассуждений по текстам о
языке и языковой культуре
(проблема влияния массовой
культуры на язык)
Написание сочиненийрассуждений по текстам о
чести и долге, гуманизме
Практическое занятие.
Собственный
эмоциональный настрой
(убежденность, богатство
мысли, лексическое
богатство).
1
1
1
Обобщающие сочинения-рассуждения по нескольким
произведениям разных писателей. Принцип построения
сочинения обзорного характера. Работа над текстом
художественного произведения при подготовке к
сочинению. Отбор материала, систематизация
фактического материала, планирование будущего текста.
Самостоятельно определяют
цели
Выбирают темы сочинения,
Осуществляют обоснование,
подбор эпиграфа, составление
планов, написание
вступления и заключения в
зависимости от жанра.
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию
Самостоятельно определяют
цели
Обсуждают предложенные
тексты, готовятся к
собственной работе.
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию
Сочинение - рассуждение.
Работа над текстом художественного произведения при
подготовке к сочинению. Отбор материала,
систематизация фактического материала, планирование
будущего текста. Зависимость структуры сочинения от
его типа.
Самостоятельно определяют
цели
Анализируют планы,
составляют таблицу,
представляющую сравнение
двух образов, формулируют
тему по творчеству одного
писателя, двух писателей.
Общие требования к составлению текста.
Сбалансированность частей работы, соответствие
определенной стилистике. Выбор эпиграфа.
Цитирование. Использование цитат в сочинении.
14
Подводят итоги.
Осуществляют рефлексию
15
16
17
Написание сочиненийрассуждений по текстам о
милосердии.
Практическое занятие.
Введение в сочинение
элементов художественного
текста (ключевые слова,
цитирование, переложение
текста, литературная
композиция, монтаж).
Написание сочинениярассуждения по исходным
текстам о
взаимоотношениях в семье.
Написание сочинениярассуждения по исходным
текстам о любви и дружбе.
Приемы правки сочинения.
Работа над
совершенствованием
написанного.
1
Рассуждение-доказательство, рассуждениеопровержение.
Самостоятельно определяют
цели
Отрабатывают теоретический
материал по теме
"Сочинение-рассуждение".
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию
Самостоятельно определяют
Работа над текстом художественного произведения при
подготовке к сочинению.
1
Вступительная часть сочинения.
Виды вступлений (историческое, историко-литературное,
аналитическое или проблемное, биографическое,
сравнительное, публицистическое, лирическое).
1
Заключительная часть сочинения. Стилистика
сочинения. Редактирования и рецензирование,
анализ сочинения.
Итого: 17 часов.
15
цели
Записывают в тетради,
обсуждают вступительную
часть сочинения.
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию
Самостоятельно определяют
цели
Рецензируют сочинения,
написанные учащимися.
Редакторская правка.
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию