11_Написание сочинений

Приложение № 26 к основной образовательной программе
среднего общего образования, реализующей ФГОС

Рабочая программа факультативного курса
«Обучение написанию сочинений разных жанров»
11 класс
КШ «Каменск-Уральский кадетский корпус войск национальной гвардии РФ» (филиал ГБОУ СО КШИ
«Екатеринбургский корпус войск национальной гвардии Российской федерации»)

Разработала: Просвирнина Е.Н.,
учитель русского языка и литературы, ВКК.

Каменск-Уральский, 2025 г.

Раздел I. Планируемые результаты освоения учебного предмета ..............................................................................................................3
Раздел II. Содержание учебного предмета .....................................................................................................................................................9
Раздел III. Тематическое планирование .........................................................................................................................................................9
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) образования
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Русский язык (базовый уровень). 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Чердаков Д.Н., Дунев А.И. Под общей ред.Вербицкой
Л.А. –М: Просвещение. 2019 г.
Согласно Учебному плану ГБОУ СО КШИ «Екатеринбургский кадетский корпус», на изучение данного предмета отводится следующее
количество часов:
В гуманитарном (11 классе) – 17 (0,5 часов в неделю)
В социально-экономическом (11 классе) – 17 (0,5 часов в неделю)

2

Раздел I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность,
готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать
собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории,
духовных ценностей и достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
– формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и
главным фактором национального самоопределения;
– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к закону, государству и гражданскому обществу:
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному
достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире,
готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

3

– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать
первую помощь;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и
поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); –
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству,
владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных
знаниях об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
– положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;
– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным
видам трудовой деятельности.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
– физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми
безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.

4

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных
действий (УУД)
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь
на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);
5

- подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Предметные результаты.
В результате изучения факультативного курса "Обучение написанию сочинений различных жанров»
выпускник на базовом уровне научится:
•

создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой
принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты,
сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);

•
•
•
•
•

выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;
сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем
обучения;

•

использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и
аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

•

анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему,
проблему и основную мысль;

•
•
•

извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
выбирать тему, определять цель и подбирать материал для сочинения;
6

•

соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и
пунктуационные нормы русского литературного языка;

•
•

оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия
языковым нормам.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
•

анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и
уместности их употребления;

•
•
•
•
•
•
•
•

комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов;

•
•
•
•
•

создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной и письменной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

•

использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;

•

оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
Выпускник на углубленном уровне научится:

•

анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления при
оценке собственной и чужой речи;

•
•

комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
7

•
•
•
•
•

выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов;

•
•
•

создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру письма;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения; осуществлять
речевой самоконтроль;

•

использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;

•

оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).

•

Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:

•
•
•
•
•
•
•
•
•

анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде доклада, статьи, рецензии, резюме;
проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью;
критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический текст;
осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;
использовать языковые средства с учетом вариативности современного русского языка;
проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи;
редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка;
определять пути совершенствования собственных коммуникативных способностей и культуры речи.

8

Раздел II. Содержание учебного предмета
11 класс (социально-экономический) -17 часов
№
Название раздела
1.
Сочинение как текст. Основные признаки текста.
2.
Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению
3.
Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе
4.
Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам
5.
Своеобразие жанров сочинений
6.
Выбор темы сочинения. Структура сочинения
7.
Сочинение-рассуждение
Общее количество часов

Количество часов
1
3
1
4
2
2
4
17

11 класс (гуманитарный) -17 часов
№
Название раздела
1.
Сочинение как текст. Основные признаки текста.
2.
Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению
3.
Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе
4.
Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам
5.
Своеобразие жанров сочинений
6.
Выбор темы сочинения. Структура сочинения
7.
Сочинение-рассуждение
Общее количество часов

Количество часов
1
3
1
4
2
2
4
17

Раздел III. Тематическое планирование
11 класс (социально-экономический) 11класс (гуманитарный)

9

№

1

Название темы

Повторение. Сочинение как
текст. Классификация
сочинений.

Колво
часов

Содержательные единицы

1

Сочинение как текст. Основные признаки текста. Общие
требования к составлению текста. Сбалансированность
частей работы, соответствие определенной стилистике.

1

2
Определение признаков
жанра на конкретных
примерах

Виды деятельности обучающихся

(из Стандарта)

Классификация сочинений по проблематике, тематике и
жанрам. Своеобразие жанров: литературно-критическая
статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, путешествие,
сочинение-характеристика, литературный портрет.
Зависимость
структуры сочинения от его типа

•
•

Самостоятельно определяют цели
Участвуют в беседе, записывают
выводы и требования к написанию
текста.

•
•

Подводят итоги
Осуществляют рефлексию

•
•

Самостоятельно определяют цели
Слушают лекцию учителя,
принимают участие в беседе и ее
записывают; составляют план,
опорную таблицу.

•

Работают со средствами связи
предложений по текстам ЕГЭ

•
•

3

Выявление зависимости
формы эссе и его языкового
воплощения от задачи и
адресата автора.

1

Зависимость структуры сочинения от его типа.

Подводят итоги
Осуществляют рефлексию





Самостоятельно определяют
цели
Отбирают и
систематизируют
фактический материала по
темам сочинений.
Подводят итоги



Осуществляют рефлексию



10

4

5

Творческие возможности
различных авторов в рамках
одного жанра

Тексты о национальных
отношениях (проблема
единства народов и культур,
проблема толерантности)

1

1

Зависимость структуры сочинения от его типа.

Стилистика
сочинения.
Редактирования
рецензирование, анализ сочинения.

и



Самостоятельно определяют
цели





Составляют таблицу
терминов:
литературоведческих и
обществоведческих,
включают их в части
сочинения – рассуждения.
Подводят итоги



Осуществляют рефлексию





Самостоятельно определяют
цели
Продолжают составление
таблицы терминов.
Работают с текстами и
риторическими средствами в
них.
Подводят итоги



Осуществляют рефлексию





Самостоятельно определяют
цели
Продолжают составление
таблицы терминов.
Работают с текстами и
риторическими средствами в
них.
Подводят итоги



Осуществляют рефлексию




6

Тексты о войне (проблема
героизма и патриотизма,
антигуманная сущность
войны)
Тексты патриотического
характера. «Умом Россию не
понять…»

1

Отбор материала, систематизация фактического
материала, планирование будущего текста.




11

7

Тексты о природе (проблема
негативного отношения к
природе)

1

Отбор материала, систематизация фактического
материала, планирование будущего текста.





Самостоятельно определяют
цели
Продолжают составление
таблицы терминов.
Работают с текстами и
риторическими средствами в
них.
Подводят итоги



Осуществляют рефлексию



Осуществляют рефлексию

Сочинение как текст. Основные признаки текста. Общие



требования к составлению текста. Сбалансированность
частей работы, соответствие определенной стилистике.





Самостоятельно определяют
цели
Составляют список эпизодов,
которые нужны для
понимания смысла
произведения 19-20 веков.
Создают сочинение – анализ
эпизода.
Подводят итоги



Осуществляют рефлексию




8

Тексты социальнонравственной проблематики
(проблема активной
гражданской позиции,
проблема ответственности,
проблема милосердия)

1

Отбор материала, систематизация фактического
материала, планирование будущего текста.


9

Жанровые особенности
сочинения-рассуждения
Комментирование проблемы
как аналитикосинтетическая работа с
текстом. Типы

1

Развернутый план работы над сочинениемрассуждением. Сочинение - рассуждение.
Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке
к экзаменам по литературе. Основные
литературоведческие понятия в формулировках тем
сочинений. Типы комментирования.

12

Составляют план и конспект статьи.
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию

комментирования.

10

Выявление
и
формулировка авторской
позиции. Разница между
проблемой и позицией.

1

Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке
к экзаменам по литературе. Основные
литературоведческие понятия в формулировках тем
сочинений. Авторская позиция. Структура сочинения.
Анализ эпизода.

Аргументация собственной
позиции и основные виды
аргументации.

Работа над композицией.
Основные виды
вступительной и
заключительной части.
Критерии оценивания
сочинения-рассуждения.
Проверка и редактирование
сочинения.

1

Структура сочинения. Вступительная часть сочинения.
Виды вступлений (историческое, историко-литературное,
аналитическое)

13

Самостоятельно определяют
цели



Создают сочинение



Рецензируют сочинения,
написанные учащимися.



Проводят редакторскую
правку.
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию




Логические
аргументы.
Иллюстративные
аргументы. Ссылки на
авторитет.

11





Самостоятельно определяют
цели



Создают сочинение.



Рецензируют
сочинения,
написанные учащимися.





Редакторская правка.
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию

12

13

14

Подбор произведений в
работе над сочинением.

Написание сочиненийрассуждений по текстам о
языке и языковой культуре
(проблема влияния массовой
культуры на язык)

Написание сочиненийрассуждений по текстам о
чести и долге, гуманизме
Практическое занятие.
Собственный
эмоциональный настрой
(убежденность, богатство
мысли, лексическое
богатство).

1

1

1

Обобщающие сочинения-рассуждения по нескольким
произведениям разных писателей. Принцип построения
сочинения обзорного характера. Работа над текстом
художественного произведения при подготовке к
сочинению. Отбор материала, систематизация
фактического материала, планирование будущего текста.





Самостоятельно определяют
цели
Выбирают темы сочинения,
Осуществляют обоснование,
подбор эпиграфа, составление
планов, написание
вступления и заключения в
зависимости от жанра.
Подводят итоги



Осуществляют рефлексию




Самостоятельно определяют
цели
Обсуждают предложенные
тексты, готовятся к
собственной работе.




Подводят итоги
Осуществляют рефлексию

Сочинение - рассуждение.



Работа над текстом художественного произведения при
подготовке к сочинению. Отбор материала,
систематизация фактического материала, планирование
будущего текста. Зависимость структуры сочинения от
его типа.



Самостоятельно определяют
цели
Анализируют планы,
составляют таблицу,
представляющую сравнение
двух образов, формулируют
тему по творчеству одного
писателя, двух писателей.

Общие требования к составлению текста.
Сбалансированность частей работы, соответствие
определенной стилистике. Выбор эпиграфа.
Цитирование. Использование цитат в сочинении.

14






Подводят итоги.



Осуществляют рефлексию

15

16

17

Написание сочиненийрассуждений по текстам о
милосердии.
Практическое занятие.
Введение в сочинение
элементов художественного
текста (ключевые слова,
цитирование, переложение
текста, литературная
композиция, монтаж).
Написание сочинениярассуждения по исходным
текстам о
взаимоотношениях в семье.

Написание сочинениярассуждения по исходным
текстам о любви и дружбе.
Приемы правки сочинения.
Работа над
совершенствованием
написанного.

1

Рассуждение-доказательство, рассуждениеопровержение.




Самостоятельно определяют
цели
Отрабатывают теоретический
материал по теме
"Сочинение-рассуждение".




Подводят итоги
Осуществляют рефлексию



Самостоятельно определяют

Работа над текстом художественного произведения при
подготовке к сочинению.

1

Вступительная часть сочинения.
Виды вступлений (историческое, историко-литературное,
аналитическое или проблемное, биографическое,
сравнительное, публицистическое, лирическое).

1

Заключительная часть сочинения. Стилистика
сочинения. Редактирования и рецензирование,
анализ сочинения.

Итого: 17 часов.

15

цели


Записывают в тетради,
обсуждают вступительную
часть сочинения.




Подводят итоги
Осуществляют рефлексию





Самостоятельно определяют
цели
Рецензируют сочинения,
написанные учащимися.
Редакторская правка.



Подводят итоги



Осуществляют рефлексию




Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».