МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
ГБОУ СО КШИ "Екатеринбургский кадетский корпус"
КШ «Каменск-Уральский кадетский корпус» (филиал)
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
на заседании МО учителей ГЦМетодист по учебной
руководитель МО :
работе КШ "Каменск______ Потеряева Т.В..
Уральский кадетский
корпус"
Протокол №1 от «29» 08
________Шаламова О.В.
2024 г.
Приказ №1 от «31» 08
2024 г.
УТВЕРЖДЕНО
Заведующая КШ
"Каменск-Уральский
кадетский корпус"
_____Казимирская А.Г.
Приказ №1 от «31» 08
2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Тактико-специальной подготовке »
для обучающихся 10 классов.
(внеурочной деятельности).
Составил: Ожиганов А.П.
Каменск-Уральский, 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по Тактико – специальной подготовке принадлежит
к блоку специальных дисциплин. Она является составной частью общей
профессиональной подготовки кадет кадетского корпуса и имеет целью
обучение личного состава умелым действиям в экстремальных ситуациях, к
выполнению служебно-боевых задач
в условиях
чрезвычайных
обстоятельств мирного и военного времени.
В современных условиях значение и роль
топографической
подготовки значительно возрастают. Это обусловлено изменением способов
ведения боя. Появления современных видов оружия, оснащение войск новой
боевой техникой. В связи с этим предьвляются новые требования к изучению
и оценке местности, к использованию топографических карт и других
данных о местности при решении боевых задач.
Таким образом, вопросы, изучаемые военной топографией, имеют
непосредственное отношение к практической деятельности будущих
командиров и солдат при решении ими различных задач, а приобретенные
навыки и знания позволяют полнее оценить обстановку.
Предлагаемая программа рассчитана на изучение курса в течении 17
часов учебного времени. Минимальное количество часов в неделю 1 час.
Основные задачи:
1. Формирование у кадет высоких боевых, морально – психологических
качеств, умения быстро ориентироваться в сложной оперативной
обстановке, управлять подразделениями при выполнении служебнобоевых задач.
2. Развитие умения и навыков использования штабной культуры при
оформлении рабочей карты (плана) и других документов управления и
работе с ними.
Предметом тактико-специальной подготовки является теория и практика
подготовки и осуществления служебно-боевых действий ОВД и ВВ при
чрезвычайных обстоятельствах.
В соответствии с основными задачами тактико – специальной
подготовки кадеты
должны знать:
- условные обозначения;
- способы ориентирования и измерения по карте и без карты;
- способы изучения местности и навыки ориентировании и движении в
различных условиях.
- способы измерения расстояния по карте и на местности.
- ТТХ огнетушителей и их характеристики.
уметь:
проводить измерение по карте и без карты, ориентироваться на
местности, составлять схему местности, наносить обстановку на карту,
использовать карту в служебной деятельности;
2
- приводить в боевое состояние огнетушители;
Методы и формы обучения:
Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках
ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы
обучения. Перцептивные: (словесные, наглядные, практические)
рассказ, лекция, беседа, семинары демонстрация, практические
занятия. Соревнования. Ролевые игры.
Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и
восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).
Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно
поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное
задание)
Кибернетический: управления и самоуправления учебнопознавательной деятельностью.
Контроля и самоконтроля (устный, письменный).
Стимулирования и мотивации.
Самостоятельной учебной деятельности.
Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием
информации, систематическим повторением и закреплением
знаний учениками.
Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных
запросов учащихся.
Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть
особенности темпа работы каждого ученика.
- предполагаемые результаты:
В результате учебного процесса учащиеся получают весь комплекс знаний
умений и навыков запланированного учебного процесса;
- общая характеристика учебного процесса: методы, формы
обучения и режим занятий
В учебном процессе используются методы рассказа, показа, тренировок
при изучении тем практической направленности. Информационная тематика
предполагает большее использование на занятиях анализа ситуаций,
объяснительно-репродуктивной,
информационно
поисковой,
исследовательской
деятельности учащихся.
- логические связи данного предмета с остальными
предметами (разделами) учебного (образовательного) плана;
3
Практически вся тематика ТСП базируется на знаниях получаемых
учащимися при изучении других общеобразовательных предметов. Поэтому
на уроках ТСП непременно используется межпредметная связь: географиявыживание в природе, математика и геометрия..
- система оценки достижений учащихся;
Деятельность учащихся на уроках ТСП оценивается с позиций современных
образовательных технологий: личностного подхода в обучении,
развивающего обучения и успешности деятельности учащихся. Задания
носят посильный развивающий характер. Оценивание имеет форму
стимулирования обучения и саморазвития Кадета в рамках возможностей
учащихся.
- инструментарий для оценивания результатов;
Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания,
тесты, устный опрос, практические задания, выполнение нормативов в
практических видах деятельности – главная составляющая учебного
процесса.
Содержание учебной программы ТСП 1 курса.
Тема 1. Местность как элемент деятельности органов внутренних
дел.
Требования к знаниям: знать тактические, защитные и маскировочные
свойства местности. Влияние элементов местности на проведение
специальных операций. Разновидность местности.
Содержание учебного материала: понятие местность, рельеф, местных
предметов, тактические свойства местности. Различие местности по
условиям проходимости, наблюдения и маскировки, степени
пересеченности. Характеристика разновидности местности.
Тема 2. Классификация и назначение топографических карт.
Условные знаки и оформление карт. Разграфка и номенклатура.
Условные знаки и оформление карт. Разграфка и номенклатура.
Требование к занятиям: знать назначение, свойств топографических карт;
знать основные элементы содержания топографических карт.
Требования к умениям: уметь давать общую характеристику местности по
топографической карте.
Содержание учебного материала. Понятие о карте и разновидности
карт. Топографические карты различных масштабов и их назначение.
Разграфка и номенклатура топокарт. Основные элементы содержания
топокарт: гидрография, растительность и грунты, дороги, населенные
пункты, промышленные обьекты, геодезические пункты.
4
При изучении темы используются топографические карты, офицерские
линейки.
Тема 3. Измерение по карте.
Требования к занятий: знать основы измерений расстояний, углов и
площадей по карте.
Требования к умениям: уметь измерить расстояние о карте с помощью
линейки и курвиметра, площадь участка местности; уметь определить
директивный и магнитный угол азимут.
Содержание учебного материала. Масштаб: численный линейный,
поперечный. Точность измерения расстояний. Измерение длины
маршрута. Определение площадей. Определение азимутов и
дирекционных углов: азимуты и дирекционные углы, их измерения по
карте. Магнитное склонение. Переход от магнитного азимута к
дирекционному углу.
При изучении темы используются топографические карты, компасы,
курвиметры, офицерские линейки.
Тема 4. Измерения на местности (измерение углов, расстояний,
высоты предметов, крутизны скатов, высоту предметов).
Требования к знаниям: знать правила измерений расстояний, углов,
высоты предметов и крутизны скатов на местности.
Требования к умениям: уметь измерять углы и расстояния на
местности, уметь характеризовать местность по изображению рельефа на
картах.
Содержание учебного материала. Измерение углов (с помощью
бинокля, линейки с миллиметровыми делениями, подручных предметов).
Измерений расстояний (глазомерное, по спидометру машины, по угловым
размерам предметов, по линейным размерам предметов, ногами, на слух).
Определение линейных размеров предметов (высоты дерева, их толщины
и густоты леса).
При изучении темы используются топографические карты, компасы,
курвиметры, офицерские линейки.
Тема 5. Ориентирование на местности по карте и без карты.
Требования к занятиям: знать способы ориентирования на местности
по карте и без карты, знать особенности ориентирования в движении и в
различных условиях.
Требования к умениям: уметь определять направления сторон
горизонта, ориентировать карту; уметь давать цель и указания на
местности.
Содержание учебной программы. Сущность и способы ориентирования
на местности. Выбор использования ориентиров. Целеуказание на
местности. Общие правила и способы целеуказания. Определение
5
направления на стороны горизонта. Устройство магнитного компаса.
Правила обращение с компасом. Определение направление на стороны
горизонта по небесным светилам. Определение сторон горизонта по
признакам местных предметов. Определение и выдерживания
направлений на местности: магнитный азимут направления;
выдерживания направления движения. Движение по азимутам; обход
препятствий; точность движений по азимуту.
Ориентирование о карте на месте: ориентирование карты; опознавание
ориентиров. Определение о карте точки стояния. Сличение карты с
местностью. Ориентирование на местности движении: подготовка к
ориентированию; ориентирование в пути. Особенности ориентирования в
различных условиях местности: в лесу; в горах; в крупных населенных
пунктах; в районах разрушений; ночью.
При изучении темы используются топографические карты, компасы,
курвиметры, офицерские линейки.
Тема 6. Составление схем местности и графических документов.
Требования к занятиям: знать основные правила и требования по
составлению схем местности и графических документов.
Требования к умениям: уметь наносить условные обозначения на схемы
местности.
Содержание учебного материала. Назначение схем местности и
основные правила ее составления. Условные обозначения, применяемые
на схемах местности: населенные пункты; шоссейные и улучшенные
дороги; грунтовые и железнодорожные дороги; реки; реки; лес;
кустарники; рельеф. Способы составление схем местности: по карте;
приемами глазомерной съемки.
При изучении темы используются топографические карты, компасы,
курвиметры, офицерские линейки.
Критерии системы оценки достижения планируемых результатов
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов
(выступлений), а также практической деятельности, учитывая их
соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе
оценивания.
1.
Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление),
письменная работа, практическая деятельность или их результат
соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при
оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5»
получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного
количества баллов.
6
Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление),
письменная работа, практическая деятельность или их результат в общем
соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные
или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата
используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший
70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
3.
Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление),
письменная работа, практическая деятельность или их результат
соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и
ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в
баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от
максимально возможного количества баллов.
Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление),
письменная работа, практическая деятельность или их результат частично
соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные
недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата
используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший
20 - 44% от максимально возможного количества баллов.
2.
ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Учебник для курсантов учебных заведений подразделений и сержантов
«Военная топография».
1.
2.
3.
4.
5.
Технические средства обучения:
Плакаты, стенды, видеофильмы.
Видеопроектор.
Топографические карты.
Компасы, кульвиметры, офицерские линейки,
циркуль-измерител.
Огнетушитель
транспортир,
№
п/п
1
Наименова
ние
раздела и
темы
урока
2
Кол-во часов
Календарно-тематический план по тактико – специальной
подготовке 1 курса.
Элементы содержания
3
5
Требования к уровню
подготовки обучающихся
6
Дата проведения
план
115/116
факт
115/116
10
7
1
Местность.
Классифик
ация
и
свойства
местности.
1
Понятия
местность, рельеф
местности, местные предметы.
Топографические
элементы
местности,
тактические
и
защитные свойства местности.
Маскировочные
свойства
местности.
Типовые
формы
рельефа и их характеристика.
Местные предметы
и их
характеристика. Разновидность
местности.
(Презентация)
тактические,
защитные
и
маскировочные
свойства местности.
Влияние
элементов
местности
на
проведение специальных
операций,
передвижение войск и
техники.
Разновидность
местности.
Знать
Уметь работать с
картой.
2
Классифика
ция
и
назначение
топографич
еских карт.
1
Понятие
о
карте
и
разновидности
карт.
Топографические
карты
различных масштабов и их
назначение.
Разграфка
и
номенклатура
топокарт.
Основные
элементы
содержания
топокарт:
гидрография, растительность
и грунты, дороги, населенные
пункты,
промышленные
обьекты,
геодезические
пункты.
При изучении темы
используются
топографические
карты,
офицерские линейки.
знать
назначение,
свойств
топографических карт;
знать
основные
элементы содержания
топографических карт.
уметь давать общую
характеристику
местности
по
топографической
карте.
(Презентация)
3
Условные
знаки
чтение
карт.
5
Понятие
о карте и
разновидности
карт.
Топографические
карты
различных масштабов и их
назначение.
Разграфка
и
номенклатура
топокарт.
Основные
элементы
содержания
топокарт:
гидрография,
растительность и грунты,
дороги, населенные пункты,
промышленные
обьекты,
геодезические пункты.
знать
назначение,
свойств
топографических
карт; знать основные
элементы содержания
топографических
карт.
уметь давать общую
характеристику
местности
по
топографической
карте.
(Презентация)
4
Измерение
расстояния
по карте.
2
Масштаб:
численный
линейный,
поперечный.
Точность
измерения
расстояний. Измерение длины
маршрута.
Определение
уметь
измерить
расстояние о карте с
помощью линейки и
курвиметра, площадь
участка местности;
8
площадей.
Определение
азимутов и дирекционных
углов:
азимуты
и
дирекционные
углы,
их
измерения
по
карте.
Магнитное
склонение.
Переход
от
магнитного
азимута к дирекционному
углу.
уметь
определить
директивный
и
магнитный
угол
азимут.
знать
основы
измерений расстояний,
углов и площадей по
карте.
(Презентация)
5
6
Географиче
ские,
прямоуголь
ные
координаты
.
Целеуказан
ия.
3
Координаты (геграфические и
прямоугольные).
Выбор
использования
ориентиров.
Целеуказание на местности.
Общие правила и способы
целеуказания.
(Презентация)
Ориентиров
ание
на
местности
по карте и
без карты
2
Сущность
и
способы
ориентирования на местности.
Выбор
использования
ориентиров.
Определение
направления
на
стороны
горизонта.
Устройство
магнитного компаса. Правила
обращение
с
компасом.
Определение направление на
стороны
горизонта
по
небесным
светилам.
Определение сторон горизонта
по
признакам
местных
предметов. Определение и
выдерживания направлений на
местности:
магнитный
азимут
направления;
выдерживания
направления
движения.
Движение
по
азимутам; обход препятствий;
точность
движений
по
азимуту.
Ориентирование о карте на
месте: ориентирование карты;
опознавание
ориентиров.
Определение по карте точки
стояния. Сличение карты с
местностью. Ориентирование
на
местности
движении:
подготовка к ориентированию;
ориентирование
в
пути.
Особенности ориентирования в
различных условиях местности:
в лесу; в горах; в крупных
населенных пунктах; в районах
разрушений; ночью.
знать
правила
определения
и
нанесения координат и
целеуказания на карту.
уметь давать цель и
указания на местности.
Наносить их на карту.
Определять
координаты точек.
знать
способы
ориентирования
на
местности по карте и
без
карты,
знать
особенности
ориентирования
в
движении и в различных
условиях.
уметь
определять
направления
сторон
горизонта,
ориентировать карту;
(Презентация)
9
7
Дирекцион
ный угол.
Нахождение
углов.
дирекционных
(Презентация)
Знать
нахождение
дирекционного
угла:
перевод дирекционноо
угла
в
магнитный
азимут и обратно..
уметь
нахождение азимута по
дирекционному
углу,
направления движения
по
карте,
схема
движения.
1
8
Измерение
расстояния
на
местности
2
Измерение углов (с помощью
бинокля,
линейки
с
миллиметровыми делениями,
подручных
предметов).
Измерений
расстояний
(глазомерное, по спидометру
машины, по угловым размерам
предметов,
по
линейным
размерам предметов, ногами,
на слух). Определение линейных
размеров предметов (высоты
дерева, их толщины и густоты
леса). Определении ширины
реки. Высоту дерева.
(Презентация)
ВСЕГО
ЧАСОВ
знать
правила
измерений расстояний,
углов,
высоты
предметов и крутизны
скатов на местности.
уметь измерять
углы и расстояния на
местности,
уметь
характеризовать
местность
по
изображению рельефа
на картах. Определять
высоту
ширину
предметов. Определить
расстояния
на
местности.
17
10