9_ТСП _2024-25

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
ГБОУ СО КШИ "Екатеринбургский кадетский корпус"
КШ «Каменск-Уральский кадетский корпус» (филиал)
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
на заседании МО учителей ГЦМетодист по учебной
руководитель МО :
работе КШ "Каменск______ Потеряева Т.В..
Уральский кадетский
корпус"
Протокол №1 от «29» 08
________Шаламова О.В.
2024 г.
Приказ №1 от «31» 08
2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
Заведующая КШ
"Каменск-Уральский
кадетский корпус"
_____Казимирская А.Г.
Приказ №1 от «31» 08
2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Тактико-специальной подготовке »
для обучающихся 10 классов.
(внеурочной деятельности).

Составил: Ожиганов А.П.

Каменск-Уральский, 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по Тактико – специальной подготовке принадлежит
к блоку специальных дисциплин. Она является составной частью общей
профессиональной подготовки кадет кадетского корпуса и имеет целью
обучение личного состава умелым действиям в экстремальных ситуациях, к
выполнению служебно-боевых задач
в условиях
чрезвычайных
обстоятельств мирного и военного времени.
В современных условиях значение и роль
топографической
подготовки значительно возрастают. Это обусловлено изменением способов
ведения боя. Появления современных видов оружия, оснащение войск новой
боевой техникой. В связи с этим предьвляются новые требования к изучению
и оценке местности, к использованию топографических карт и других
данных о местности при решении боевых задач.
Таким образом, вопросы, изучаемые военной топографией, имеют
непосредственное отношение к практической деятельности будущих
командиров и солдат при решении ими различных задач, а приобретенные
навыки и знания позволяют полнее оценить обстановку.
Предлагаемая программа рассчитана на изучение курса в течении 17
часов учебного времени. Минимальное количество часов в неделю 1 час.
Основные задачи:
1. Формирование у кадет высоких боевых, морально – психологических
качеств, умения быстро ориентироваться в сложной оперативной
обстановке, управлять подразделениями при выполнении служебнобоевых задач.
2. Развитие умения и навыков использования штабной культуры при
оформлении рабочей карты (плана) и других документов управления и
работе с ними.
Предметом тактико-специальной подготовки является теория и практика
подготовки и осуществления служебно-боевых действий ОВД и ВВ при
чрезвычайных обстоятельствах.
В соответствии с основными задачами тактико – специальной
подготовки кадеты
должны знать:
- условные обозначения;
- способы ориентирования и измерения по карте и без карты;
- способы изучения местности и навыки ориентировании и движении в
различных условиях.
- способы измерения расстояния по карте и на местности.
- ТТХ огнетушителей и их характеристики.
уметь:
проводить измерение по карте и без карты, ориентироваться на
местности, составлять схему местности, наносить обстановку на карту,
использовать карту в служебной деятельности;
2

- приводить в боевое состояние огнетушители;












Методы и формы обучения:
Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках
ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы
обучения. Перцептивные: (словесные, наглядные, практические)
рассказ, лекция, беседа, семинары демонстрация, практические
занятия. Соревнования. Ролевые игры.
Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и
восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).
Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно
поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное
задание)
Кибернетический: управления и самоуправления учебнопознавательной деятельностью.
Контроля и самоконтроля (устный, письменный).
Стимулирования и мотивации.
Самостоятельной учебной деятельности.
Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием
информации, систематическим повторением и закреплением
знаний учениками.
Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных
запросов учащихся.
Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть
особенности темпа работы каждого ученика.
- предполагаемые результаты:

В результате учебного процесса учащиеся получают весь комплекс знаний
умений и навыков запланированного учебного процесса;
- общая характеристика учебного процесса: методы, формы
обучения и режим занятий
В учебном процессе используются методы рассказа, показа, тренировок
при изучении тем практической направленности. Информационная тематика
предполагает большее использование на занятиях анализа ситуаций,
объяснительно-репродуктивной,
информационно
поисковой,
исследовательской
деятельности учащихся.
- логические связи данного предмета с остальными
предметами (разделами) учебного (образовательного) плана;
3

Практически вся тематика ТСП базируется на знаниях получаемых
учащимися при изучении других общеобразовательных предметов. Поэтому
на уроках ТСП непременно используется межпредметная связь: географиявыживание в природе, математика и геометрия..
- система оценки достижений учащихся;
Деятельность учащихся на уроках ТСП оценивается с позиций современных
образовательных технологий: личностного подхода в обучении,
развивающего обучения и успешности деятельности учащихся. Задания
носят посильный развивающий характер. Оценивание имеет форму
стимулирования обучения и саморазвития Кадета в рамках возможностей
учащихся.
- инструментарий для оценивания результатов;
Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания,
тесты, устный опрос, практические задания, выполнение нормативов в
практических видах деятельности – главная составляющая учебного
процесса.
Содержание учебной программы ТСП 1 курса.
Тема 1. Местность как элемент деятельности органов внутренних
дел.
Требования к знаниям: знать тактические, защитные и маскировочные
свойства местности. Влияние элементов местности на проведение
специальных операций. Разновидность местности.
Содержание учебного материала: понятие местность, рельеф, местных
предметов, тактические свойства местности. Различие местности по
условиям проходимости, наблюдения и маскировки, степени
пересеченности. Характеристика разновидности местности.
Тема 2. Классификация и назначение топографических карт.
Условные знаки и оформление карт. Разграфка и номенклатура.
Условные знаки и оформление карт. Разграфка и номенклатура.
Требование к занятиям: знать назначение, свойств топографических карт;
знать основные элементы содержания топографических карт.
Требования к умениям: уметь давать общую характеристику местности по
топографической карте.
Содержание учебного материала. Понятие о карте и разновидности
карт. Топографические карты различных масштабов и их назначение.
Разграфка и номенклатура топокарт. Основные элементы содержания
топокарт: гидрография, растительность и грунты, дороги, населенные
пункты, промышленные обьекты, геодезические пункты.
4

При изучении темы используются топографические карты, офицерские
линейки.
Тема 3. Измерение по карте.
Требования к занятий: знать основы измерений расстояний, углов и
площадей по карте.
Требования к умениям: уметь измерить расстояние о карте с помощью
линейки и курвиметра, площадь участка местности; уметь определить
директивный и магнитный угол азимут.
Содержание учебного материала. Масштаб: численный линейный,
поперечный. Точность измерения расстояний. Измерение длины
маршрута. Определение площадей. Определение азимутов и
дирекционных углов: азимуты и дирекционные углы, их измерения по
карте. Магнитное склонение. Переход от магнитного азимута к
дирекционному углу.
При изучении темы используются топографические карты, компасы,
курвиметры, офицерские линейки.
Тема 4. Измерения на местности (измерение углов, расстояний,
высоты предметов, крутизны скатов, высоту предметов).
Требования к знаниям: знать правила измерений расстояний, углов,
высоты предметов и крутизны скатов на местности.
Требования к умениям: уметь измерять углы и расстояния на
местности, уметь характеризовать местность по изображению рельефа на
картах.
Содержание учебного материала. Измерение углов (с помощью
бинокля, линейки с миллиметровыми делениями, подручных предметов).
Измерений расстояний (глазомерное, по спидометру машины, по угловым
размерам предметов, по линейным размерам предметов, ногами, на слух).
Определение линейных размеров предметов (высоты дерева, их толщины
и густоты леса).
При изучении темы используются топографические карты, компасы,
курвиметры, офицерские линейки.
Тема 5. Ориентирование на местности по карте и без карты.
Требования к занятиям: знать способы ориентирования на местности
по карте и без карты, знать особенности ориентирования в движении и в
различных условиях.
Требования к умениям: уметь определять направления сторон
горизонта, ориентировать карту; уметь давать цель и указания на
местности.
Содержание учебной программы. Сущность и способы ориентирования
на местности. Выбор использования ориентиров. Целеуказание на
местности. Общие правила и способы целеуказания. Определение
5

направления на стороны горизонта. Устройство магнитного компаса.
Правила обращение с компасом. Определение направление на стороны
горизонта по небесным светилам. Определение сторон горизонта по
признакам местных предметов. Определение и выдерживания
направлений на местности: магнитный азимут направления;
выдерживания направления движения. Движение по азимутам; обход
препятствий; точность движений по азимуту.
Ориентирование о карте на месте: ориентирование карты; опознавание
ориентиров. Определение о карте точки стояния. Сличение карты с
местностью. Ориентирование на местности движении: подготовка к
ориентированию; ориентирование в пути. Особенности ориентирования в
различных условиях местности: в лесу; в горах; в крупных населенных
пунктах; в районах разрушений; ночью.
При изучении темы используются топографические карты, компасы,
курвиметры, офицерские линейки.
Тема 6. Составление схем местности и графических документов.
Требования к занятиям: знать основные правила и требования по
составлению схем местности и графических документов.
Требования к умениям: уметь наносить условные обозначения на схемы
местности.
Содержание учебного материала. Назначение схем местности и
основные правила ее составления. Условные обозначения, применяемые
на схемах местности: населенные пункты; шоссейные и улучшенные
дороги; грунтовые и железнодорожные дороги; реки; реки; лес;
кустарники; рельеф. Способы составление схем местности: по карте;
приемами глазомерной съемки.
При изучении темы используются топографические карты, компасы,
курвиметры, офицерские линейки.
Критерии системы оценки достижения планируемых результатов
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов
(выступлений), а также практической деятельности, учитывая их
соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе
оценивания.
1.
Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление),
письменная работа, практическая деятельность или их результат
соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при
оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5»
получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного
количества баллов.
6

Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление),
письменная работа, практическая деятельность или их результат в общем
соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные
или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата
используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший
70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
3.
Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление),
письменная работа, практическая деятельность или их результат
соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и
ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в
баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от
максимально возможного количества баллов.
Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление),
письменная работа, практическая деятельность или их результат частично
соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные
недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата
используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший
20 - 44% от максимально возможного количества баллов.
2.

ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Учебник для курсантов учебных заведений подразделений и сержантов
«Военная топография».

1.
2.
3.
4.
5.

Технические средства обучения:
Плакаты, стенды, видеофильмы.
Видеопроектор.
Топографические карты.
Компасы, кульвиметры, офицерские линейки,
циркуль-измерител.
Огнетушитель

транспортир,

№
п/п

1

Наименова
ние
раздела и
темы
урока
2

Кол-во часов

Календарно-тематический план по тактико – специальной
подготовке 1 курса.
Элементы содержания

3

5

Требования к уровню
подготовки обучающихся

6

Дата проведения
план
115/116

факт
115/116

10

7

1

Местность.
Классифик
ация
и
свойства
местности.
1

Понятия
местность, рельеф
местности, местные предметы.
Топографические
элементы
местности,
тактические
и
защитные свойства местности.
Маскировочные
свойства
местности.
Типовые
формы
рельефа и их характеристика.
Местные предметы
и их
характеристика. Разновидность
местности.
(Презентация)

тактические,
защитные
и
маскировочные
свойства местности.
Влияние
элементов
местности
на
проведение специальных
операций,
передвижение войск и
техники.
Разновидность
местности.
Знать

Уметь работать с
картой.
2

Классифика
ция
и
назначение
топографич
еских карт.

1

Понятие
о
карте
и
разновидности
карт.
Топографические
карты
различных масштабов и их
назначение.
Разграфка
и
номенклатура
топокарт.
Основные
элементы
содержания
топокарт:
гидрография, растительность
и грунты, дороги, населенные
пункты,
промышленные
обьекты,
геодезические
пункты.
При изучении темы
используются
топографические
карты,
офицерские линейки.

знать
назначение,
свойств
топографических карт;
знать
основные
элементы содержания
топографических карт.
уметь давать общую
характеристику
местности
по
топографической
карте.

(Презентация)
3

Условные
знаки
чтение
карт.

5

Понятие
о карте и
разновидности
карт.
Топографические
карты
различных масштабов и их
назначение.
Разграфка
и
номенклатура
топокарт.
Основные
элементы
содержания
топокарт:
гидрография,
растительность и грунты,
дороги, населенные пункты,
промышленные
обьекты,
геодезические пункты.

знать
назначение,
свойств
топографических
карт; знать основные
элементы содержания
топографических
карт.
уметь давать общую
характеристику
местности
по
топографической
карте.

(Презентация)
4

Измерение
расстояния
по карте.

2

Масштаб:
численный
линейный,
поперечный.
Точность
измерения
расстояний. Измерение длины
маршрута.
Определение

уметь
измерить
расстояние о карте с
помощью линейки и
курвиметра, площадь
участка местности;

8

площадей.
Определение
азимутов и дирекционных
углов:
азимуты
и
дирекционные
углы,
их
измерения
по
карте.
Магнитное
склонение.
Переход
от
магнитного
азимута к дирекционному
углу.

уметь
определить
директивный
и
магнитный
угол
азимут.
знать
основы
измерений расстояний,
углов и площадей по
карте.

(Презентация)
5

6

Географиче
ские,
прямоуголь
ные
координаты
.
Целеуказан
ия.

3

Координаты (геграфические и
прямоугольные).
Выбор
использования
ориентиров.
Целеуказание на местности.
Общие правила и способы
целеуказания.
(Презентация)

Ориентиров
ание
на
местности
по карте и
без карты

2

Сущность
и
способы
ориентирования на местности.
Выбор
использования
ориентиров.
Определение
направления
на
стороны
горизонта.
Устройство
магнитного компаса. Правила
обращение
с
компасом.
Определение направление на
стороны
горизонта
по
небесным
светилам.
Определение сторон горизонта
по
признакам
местных
предметов. Определение и
выдерживания направлений на
местности:
магнитный
азимут
направления;
выдерживания
направления
движения.
Движение
по
азимутам; обход препятствий;
точность
движений
по
азимуту.
Ориентирование о карте на
месте: ориентирование карты;
опознавание
ориентиров.
Определение по карте точки
стояния. Сличение карты с
местностью. Ориентирование
на
местности
движении:
подготовка к ориентированию;
ориентирование
в
пути.
Особенности ориентирования в
различных условиях местности:
в лесу; в горах; в крупных
населенных пунктах; в районах
разрушений; ночью.

знать
правила
определения
и
нанесения координат и
целеуказания на карту.
уметь давать цель и
указания на местности.
Наносить их на карту.
Определять
координаты точек.
знать
способы
ориентирования
на
местности по карте и
без
карты,
знать
особенности
ориентирования
в
движении и в различных
условиях.
уметь
определять
направления
сторон
горизонта,
ориентировать карту;

(Презентация)

9

7

Дирекцион
ный угол.

Нахождение
углов.

дирекционных

(Презентация)

Знать
нахождение
дирекционного
угла:
перевод дирекционноо
угла
в
магнитный
азимут и обратно..
уметь
нахождение азимута по
дирекционному
углу,
направления движения
по
карте,
схема
движения.

1

8

Измерение
расстояния
на
местности

2

Измерение углов (с помощью
бинокля,
линейки
с
миллиметровыми делениями,
подручных
предметов).
Измерений
расстояний
(глазомерное, по спидометру
машины, по угловым размерам
предметов,
по
линейным
размерам предметов, ногами,
на слух). Определение линейных
размеров предметов (высоты
дерева, их толщины и густоты
леса). Определении ширины
реки. Высоту дерева.
(Презентация)

ВСЕГО
ЧАСОВ

знать
правила
измерений расстояний,
углов,
высоты
предметов и крутизны
скатов на местности.
уметь измерять
углы и расстояния на
местности,
уметь
характеризовать
местность
по
изображению рельефа
на картах. Определять
высоту
ширину
предметов. Определить
расстояния
на
местности.

17

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».