Формирование эмоционального интеллекта на факультативном занятии для старшеклассников «Эмоции как каркас нашего мировоззрения»
10.02.2025
Эмоциональный
интеллект — это способность человека понимать и выражать свои эмоции,
способность управлять своими эмоциями, а также эмпатично воспринимать эмоции
других людей. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта обычно легче
справляются со стрессом, умеют контролировать свои эмоции и находят общий язык
с окружающими, поэтому развитие эмоционального интеллекта – важный аспект в
формировании коммуникативных навыков учащихся.
Современные старшеклассники
остро нуждаются в развитии своего эмоционального интеллекта, так как переходный
возраст сопряжен с множеством эмоциональных вызовов и стрессов. Умение
контролировать свои эмоции и эффективно общаться с окружающими становится
важным навыком для успешного общения и достижения целей.
Факультативное
занятие "Эмоции как каркас нашего мировоззрения" является одним из
способов формирования эмоционального интеллекта у старшеклассников. На таких
занятиях учащиеся узнают о том, как эмоции влияют на поведение, мысли и мировоззрение
в целом. Они изучают различные способы управления эмоциями, развивают навыки
саморегуляции и общения.
На занятиях по
формированию эмоционального интеллекта старшеклассники учатся распознавать свои
эмоции и эмоции других, анализировать их причины и последствия. Они учатся
выражать свои чувства конструктивным образом, находить решения конфликтов и
разрешать споры без агрессии.
Цели:
- Познакомить старшеклассников с понятием эмоций и
их влиянием на наше мировоззрение;
- Способствовать осознанию и управлению своими
эмоциями;
- Развить умение анализировать свои эмоции и их
проявления.
Задачи:
- Провести обсуждение и объяснить, что такое эмоции
и как они формируют наше мировоззрение;
- Познакомить с различными видами эмоций и их
проявлениями;
- Провести практические упражнения по управлению
эмоциями;
- Подвести итоги и сделать выводы о важности
осознания и управления эмоциями.
1. Упражнение
«Что я чувствую».
Цель: выявить
эмоциональные реакции на различные сценарии.
В этом упражнении
ведущий раздаёт каждому участнику лист с различными смайликами и проводит
группу через различные вызывающие эмоции. Например, звонок на перемену, после
которого ты пойдёшь кушать, фонарь, который с треском перегорел в ночном парке,
окончание карантина, котенок на улице, которого ты не можешь забрать с собой,
первый полёт на самолёте, потеря 5000 рублей, опоздание на поезд.
Учащимся следует
отслеживать и маркировать возникающие у них эмоции.
Возможность
называть эмоции по мере их поступления – первый шаг в улучшении эмоционального
интеллекта, а также это упражнение расслабляет и помогает избавиться от
чрезмерного возбуждения.
Если у участников
получается легко идентифицировать своё эмоциональное состояние, им предлагается
проверить могут ли они определить конкретные физические ощущения и связать их с
эмоцией?
2. Упражнение
«Воплотите свои эмоции»
Цель: помочь найти
связь между своими эмоциями и языком тела, а также распознать их в других.
В группе из трех
или более человек один человек передаёт эмоцию, используя только свое тело.
Остальные люди в группе должны угадать, какую эмоцию он воплощает, а затем
каждый из участников по очереди выбирает эмоцию и разыгрывает ее.
По мере того, как
участники будут ходить по кругу, им станет легче сразу распознать эмоции. Эта
игра поможет участникам научиться контролировать свою физическую форму и
демонстрировать уверенность, даже если того не чувствуется.
3. Упражнение
«Кулаки».
Цель: рассмотреть
различие между агрессивным и застенчивым поведением.
Группа делится на
пары. Пара получает два разных набора инструкций.
Инструкции для
человека 1 будут гласить: Человек 2 сожмет кулак. Вы ДОЛЖНЫ открыть кулак.
Инструкции для человека 2 будут гласить: Человек 1 попытается заставить вас
разжать кулак. Вы НЕ должны разжимать кулак, если он не попросит вас вежливо и
настойчиво.
Большинство людей
попытаются разжать кулак. Это возможность эффективно объяснить напористое
общение.
Необходимо обсудить
с учениками, как указания повлияли на их действия. Рассматривали ли они мирный
способ спросить? Почему Вы не попросили разжать кулак? Вы думали о варианте просто договориться?
Почему Вы не сказали это вслух?
Выводы: По итогам
занятия старшеклассники смогут осознать, как эмоции влияют на их поведение и
мировоззрение. Они также научатся анализировать свои эмоции, управлять ими и
делать осознанные выборы. Важно помнить, что умение контролировать свои эмоции
– это ключ к гармоничным отношениям с окружающими людьми и успешной реализации
себя.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.02.2025
Дата обновления: 10.02.2025
Дата публикации: 10.02.2025