Психологические особенности старших школьников, влияющие на организацию процесса обучения иностранным языкам

10.02.2025


В эпоху глобализации и стремительного развития цифровых технологий сложно переоценить знание иностранных языков. Практическое владение иностранным языком имеет приоритетное значение, является важным критерием характеристики качеств выпускника школы [Плешакова, 2015].

 

Старшие школьники, обучающиеся в 10-11 классах, приходят в этот этап своего развития с множеством уникальных характеристик и особенностей, которые существенно влияют на организацию учебного процесса. Понимание этих особенностей является ключевым для создания эффективной образовательной среды, которая способствует как академическому, так и социальному развитию учащихся.

 

1. Психологическая зрелость и независимость

Старшие школьники находятся на этапе подросткового возраста, когда они начинают стремиться к большей независимости и автономности. Это желание самостоятельности может проявляться в учебном процессе, когда учащиеся начинают критически оценивать информацию и делать собственные выводы. Важно создать атмосферу, в которой старшеклассники ощущают свою способность принимать решения и отвечать за свои действия, что повысит их вовлеченность в процесс обучения. Как указывает И. Л. Бим, «каждый старшеклассник совмещает характеристики подростка и человека юношеского возраста. В нем сочетаются еще неутраченная детскость и проявления активного взросления». Активное взросление выражается в усиленном формировании личности, в развитии ее самоопределения и самосознания. У учащегося старших классов сформировываются определенные принципы поведения, ценностные ориентиры, согласно которым он дифференцирует свои интересы, что отражается на более избирательном отношении к разным учебным дисциплинам [Бим, 1988].

 

2. Разнообразие интересов и карьерных устремлений

Каждый старшеклассник имеет свои уникальные интересы и планы на будущее. Некоторые учащиеся уже определились с выбором профессии, в то время как другие исследуют свои возможности. Важно, чтобы образовательный процесс учитывал это разнообразие, предоставляя учащимся возможность выбирать темы для проектов, исследований или дополнительных заданий. Индивидуальный подход к обучению позволит учителям учитывать интересы учеников и повышать мотивацию к обучению. Старшая школа является завершающим этапом созревания и формирования личности. В этом возрасте происходит формирование структуры самосознания, жизненных планов, ценностных ориентиров [Савенков, 2008].

 

3. Взаимодействие со сверстниками

Старшеклассники часто придают большое значение мнению своих сверстников и стремятся быть принятыми в своем круге общения. Это влияет на организацию групповой работы и совместного обучения. Учителям стоит разрабатывать задания, способствующие сотрудничеству и командной деятельности, ведь работа в группе не только помогает развивать коммуникативные навыки, но и создает поддерживающую атмосферу, в которой старшеклассники чувствуют себя комфортно. Главная характеристика учащихся старших классов – это возросшая потребность в общении: расширение своего окружения, желание познать другие культуры, поиск собственной социальной ценности. Владение иностранными языками – это одно из главных современных средств осуществления международной коммуникации. Следовательно, у учащихся увеличивается мотивация к овладению этим видом речи [Зимняя, 1991]

 

4. Развивающиеся аналитические и критические навыкиХочу такой сайт

К этому возрасту у старшеклассников начинают активно развиваться аналитические и критические навыки. Они способны формулировать собственные мнения и аргументировано их отстаивать. В образовательном процессе это можно использовать через дискуссии, дебаты и проекты, где учащиеся могут представлять и защищать свои идеи. Такие активности позволяют учащимся глубже погрузиться в учебный материал и развивать важные навыки критического мышления. Разнообразность увлечений и развитие профориентации обуславливают индивидуализацию обучения. Обострение чувства ответственности у старшеклассников и сознательного отношения к планированию собственного времени открывает новые перспективы организации самостоятельной учебной деятельности и стимулирования потребности в самообразовании [Божович, 1997].

 

5. Эмоциональные и социальные изменения

Старшие школьники часто испытывают широкий спектр эмоций и социальных изменений. Стремление к принятию, страхи перед будущим, борьба с самоидентификацией — все это может влиять на их поведение и уровень вовлеченности в учебный процесс. Учителям необходимо быть чуткими к эмоциональному состоянию своих учеников, создавая поддерживающую среду, где старшеклассники могут свободно выражать свои чувства и переживания.

 

Заключение

Понимание особенностей старших школьников и их влияния на процесс обучения позволяет педагогам адаптировать свои методы и подходы, делая обучение более эффективным и значимым. Создание адаптивной образовательной среды, учитывающей психологические, социальные и академические потребности подростков, способствует их развитию как уверенных и успешных индивидуумов, готовых к взрослой жизни и дальнейшему обучению. Педагоги, принимая в расчет эти особенностями, могут значительно повысить качество образования и мотивацию учащихся на данном этапе их жизни.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 10.02.2025

Дата обновления: 10.02.2025

Дата публикации: 10.02.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».