Психологические особенности старших школьников, влияющие на организацию процесса обучения иностранным языкам
10.02.2025
В эпоху
глобализации и стремительного развития цифровых технологий сложно переоценить знание
иностранных языков. Практическое владение иностранным языком имеет приоритетное
значение, является важным критерием характеристики качеств выпускника школы
[Плешакова, 2015].
Старшие школьники,
обучающиеся в 10-11 классах, приходят в этот этап своего развития с множеством
уникальных характеристик и особенностей, которые существенно влияют на
организацию учебного процесса. Понимание этих особенностей является ключевым
для создания эффективной образовательной среды, которая способствует как
академическому, так и социальному развитию учащихся.
1. Психологическая
зрелость и независимость
Старшие школьники
находятся на этапе подросткового возраста, когда они начинают стремиться к
большей независимости и автономности. Это желание самостоятельности может
проявляться в учебном процессе, когда учащиеся начинают критически оценивать
информацию и делать собственные выводы. Важно создать атмосферу, в которой
старшеклассники ощущают свою способность принимать решения и отвечать за свои
действия, что повысит их вовлеченность в процесс обучения. Как указывает И. Л.
Бим, «каждый старшеклассник совмещает характеристики подростка и человека
юношеского возраста. В нем сочетаются еще неутраченная детскость и проявления
активного взросления». Активное взросление выражается в усиленном формировании
личности, в развитии ее самоопределения и самосознания. У учащегося старших
классов сформировываются определенные принципы поведения, ценностные ориентиры,
согласно которым он дифференцирует свои интересы, что отражается на более
избирательном отношении к разным учебным дисциплинам [Бим, 1988].
2. Разнообразие
интересов и карьерных устремлений
Каждый
старшеклассник имеет свои уникальные интересы и планы на будущее. Некоторые
учащиеся уже определились с выбором профессии, в то время как другие исследуют
свои возможности. Важно, чтобы образовательный процесс учитывал это
разнообразие, предоставляя учащимся возможность выбирать темы для проектов,
исследований или дополнительных заданий. Индивидуальный подход к обучению
позволит учителям учитывать интересы учеников и повышать мотивацию к обучению.
Старшая школа является завершающим этапом созревания и формирования личности. В
этом возрасте происходит формирование структуры самосознания, жизненных планов,
ценностных ориентиров [Савенков, 2008].
3. Взаимодействие
со сверстниками
Старшеклассники
часто придают большое значение мнению своих сверстников и стремятся быть
принятыми в своем круге общения. Это влияет на организацию групповой работы и
совместного обучения. Учителям стоит разрабатывать задания, способствующие
сотрудничеству и командной деятельности, ведь работа в группе не только
помогает развивать коммуникативные навыки, но и создает поддерживающую
атмосферу, в которой старшеклассники чувствуют себя комфортно. Главная
характеристика учащихся старших классов – это возросшая потребность в общении:
расширение своего окружения, желание познать другие культуры, поиск собственной
социальной ценности. Владение иностранными языками – это одно из главных
современных средств осуществления международной коммуникации. Следовательно, у
учащихся увеличивается мотивация к овладению этим видом речи [Зимняя, 1991]
4. Развивающиеся
аналитические и критические навыки
К этому возрасту у
старшеклассников начинают активно развиваться аналитические и критические
навыки. Они способны формулировать собственные мнения и аргументировано их
отстаивать. В образовательном процессе это можно использовать через дискуссии,
дебаты и проекты, где учащиеся могут представлять и защищать свои идеи. Такие
активности позволяют учащимся глубже погрузиться в учебный материал и развивать
важные навыки критического мышления. Разнообразность увлечений и развитие
профориентации обуславливают индивидуализацию обучения. Обострение чувства
ответственности у старшеклассников и сознательного отношения к планированию
собственного времени открывает новые перспективы организации самостоятельной
учебной деятельности и стимулирования потребности в самообразовании [Божович,
1997].
5. Эмоциональные и
социальные изменения
Старшие школьники
часто испытывают широкий спектр эмоций и социальных изменений. Стремление к
принятию, страхи перед будущим, борьба с самоидентификацией — все это может
влиять на их поведение и уровень вовлеченности в учебный процесс. Учителям
необходимо быть чуткими к эмоциональному состоянию своих учеников, создавая поддерживающую
среду, где старшеклассники могут свободно выражать свои чувства и переживания.
Заключение
Понимание
особенностей старших школьников и их влияния на процесс обучения позволяет
педагогам адаптировать свои методы и подходы, делая обучение более эффективным
и значимым. Создание адаптивной образовательной среды, учитывающей
психологические, социальные и академические потребности подростков,
способствует их развитию как уверенных и успешных индивидуумов, готовых к
взрослой жизни и дальнейшему обучению. Педагоги, принимая в расчет эти
особенностями, могут значительно повысить качество образования и мотивацию
учащихся на данном этапе их жизни.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.02.2025
Дата обновления: 10.02.2025
Дата публикации: 10.02.2025