10_Индивидуальный проект_2025-2026

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Кадетская школаинтернат «Екатеринбургский кадетский корпус национальной гвардии Российской Федерации»
(филиал г. Каменск-Уральский)

Рабочая программа по курсу
«Индивидуальный проект»

Разработала:
Т.Л. Колегова
Педагог-психолог

Каменск-Уральский
2025 г.

Оглавление

Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………………………3
Раздел I. Планируемые результаты освоения курса……………………………………………………………………………7
Раздел II. Содержание курса «Проектная деятельность»………………………………………………………………………11
Раздел Ш.Тематическое планирование…………………………………………………………………………………………..12

2

Пояснительная записка
Настоящая программа предназначена для кадет среднего общего образования (10 класс)

ГБОУ СО КШИ «Екатеринбургский

кадетский корпус войск национальной гвардии Российской Федерации» г. Каменска-Уральского в рамках осуществления курса «Проектная
деятельность».
Рабочая программа составлена в соответствии с


Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования,

утвержденного приказом

Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» мая 2012 г. № 413;


Примерными программами, созданными на основе Федерального государственного образовательного стандарта, входящими в

государственный реестр примерных программ. (Примерная основная образовательная программа среднего общего образования одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)
Рабочая программа ориентирована на использование учебного пособия:
1.

Индивидуальный проект. 10-11 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ М.В. Половникова, А.В.

Носов, Т.В. Половникова, М.В. Майсак – М.: Просвещение, 2020. – 159 с.
2.

Огоновская И.С. Проекты гражданско-патриотической направленности в системе воспитательной работы образовательного

учреждения. Проектная деятельность обучающихся: метод. Пособие для педагогов. – Екатеринбург: ООО «Периодика», 2017. – 224 с.
Цель программы: обеспечение организационно-методических условий для реализации системно-деятельностного подхода таким
образом, чтобы приобретенные компетенции могли самостоятельно использоваться обучающимися в разных видах деятельности за
пределами данной образовательной организации, в том числе в профессиональных и социальных пробах.
В соответствии с указанной целью программа определяет следующие задачи:

3

–

организацию взаимодействия педагогов, обучающихся и, в случае необходимости, их родителей по совершенствованию

навыков проектной и исследовательской деятельности, сформированных на предыдущих этапах обучения, таким образом, чтобы стало
возможным максимально широкое и разнообразное применение универсальных учебных действий в новых для обучающихся ситуациях;
–

обеспечение взаимосвязи способов организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся по совершенствованию

владения УУД, в том числе на материале содержания учебных предметов;
–

включение развивающих задач, способствующих совершенствованию универсальных учебных действий, как в урочную, так и

во внеурочную деятельность обучающихся;
–

обеспечение преемственности программы исследовательской и проектной деятельности при переходе от основного общего к

среднему общему образованию.
Особенности учебно-исследовательской деятельности и проектной работы старшеклассников обусловлены, в первую очередь,
открытостью образовательной организации на уровне среднего общего образования.
Исследование и проект приобретают статус инструментов учебной деятельности полидисциплинарного характера, необходимых для
освоения социальной жизни и культуры.
Проект реализуется самим старшеклассником или группой обучающихся. Они самостоятельно формулируют предпроектную идею,
ставят цели, описывают необходимые ресурсы и пр. Начинают использоваться элементы математического моделирования и анализа как
инструмента интерпретации результатов исследования.

Обучающийся сам определяет параметры и критерии успешности реализации

проекта. Кроме того, он формирует навык принятия параметров и критериев успешности проекта, предлагаемых другими, внешними по
отношению к школе социальными и культурными сообществами.
Презентация результатов проектной работы проводится в Корпусе с приглашением экспертов из заинтересованных общественных
организаций (ДОСААФ, Совет ветеранов, благотворительный фонд, волонтерские организации), представителей средних и высших учебных
заведений Свердловской области, культурных и просветительских организаций, производственной сферы.
Приоритетными направлениями проектной деятельности являются:
4

–

социальное;

–

бизнес-проектирование;

–

исследовательское;

–

инженерное;

–

информационное.
Исследовательское направление работы старшеклассников носит выраженный научный характер.
Исследовательские проекты имеют следующие направления:
–

естественно-научные исследования;

–

исследования в гуманитарных областях (в том числе в психологии, социологии);

–

экономические исследования;

–

социальные исследования;

–

научно-технические исследования.

Требования к исследовательским проектам: постановка задачи, формулировка гипотезы, описание инструментария и регламентов
исследования, проведение исследования и интерпретация полученных результатов.
Для исследований в естественно-научной, научно-технической, социальной и экономической областях возможно использование
элементов математического моделирования (с использованием компьютерных программ в том числе).
Проектная работа осуществляется при помощи педагога – консультанта, который проводит занятия по проектной деятельности, и
педагога - руководителя проектной работы. В функции руководителя проекта входит: обсуждение с обучающимся проектной идеи, помощь в
подготовке к ее защите и реализации, посредничество между обучающимися и экспертной комиссией (при необходимости), другая помощь.
Защита проекта как формат оценки успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий
Проект публично представляют два раза в течение учебного года:


предзащита проекта;
5



итоговая защита проекта.

На предзащите проекта с обучающимся обсуждаются:


актуальность проекта;



положительные эффекты от реализации проекта, важные как для самого автора, так и для других людей;



ресурсы (как материальные, так и нематериальные), необходимые для реализации проекта, возможные источники ресурсов;



риски реализации проекта и сложности, которые ожидают обучающегося при реализации данного проекта;

В результате предзащиты проекта происходит такая корректировка, чтобы проект стал реализуемым и позволил обучающемуся
предпринять реальное проектное действие.
На защите реализации проекта обучающийся представляет свой реализованный проект по следующему (примерному) плану:
1. Тема и краткое описание сути проекта.
2. Актуальность проекта.
3. Положительные эффекты от реализации проекта, которые получат как сам автор, так и другие люди.
4. Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для реализации проекта, а также источники этих ресурсов.
5. Ход реализации проекта.
6. Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалось преодолеть в ходе его реализации.
Регламент проведения защиты проектной идеи и реализованного проекта, параметры и критерии оценки проектной деятельности
известны обучающимся заранее.
Общая характеристика данной программы:
Особенностью курса «Проектная деятельность» является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения
учиться на протяжении всей жизни – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

6

Логика построения курса обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской и
проектной

деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности – к изучению составных частей исследовательской

деятельности на основе создания конкретного коллективного или индивидуального проекта.
Важной составляющей данного курса является побуждение к активной мыслительной деятельности, развитию творческого мышления,
креативности, освоению различных технологий, формированию позитивного ценностного отношения к себе, другим и окружающему миру в
целом.
Результатом реализации данной программы будет индивидуальный итоговый проект или учебно-исследовательская работа.
Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных обучающимися в ходе
освоения междисциплинарных учебных программ.
На изучение данного курса отводится 34 часов.

7

Раздел I. Планируемые результаты освоения данного курса
В результате проектной деятельности обучающиеся получат представление:
–

о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и

проектной деятельности;
–

о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа

данных;
–

о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках;

–

об истории науки;

–

о новейших разработках в области науки и технологий;

–

о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное

право, защита авторского права и др.);
Обучающийся сможет:
–

решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;

–

использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;

–

использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в

культурной и социальной жизни;
–

использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;

–

использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской

работы.
С точки зрения формирования универсальных учебных действий, в ходе освоения принципов учебно-исследовательской и проектной
деятельностей обучающиеся научатся:
8

–

формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь

с представлениями об общем благе;
–

восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или

проекта в общем культурном пространстве;
–

отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать

их при постановке собственных целей;
–

оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели;

–

находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и

реализации проектов в различных областях деятельности человека;
–

вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные

результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
–

самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и

продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
–

адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;

–

адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);

–

адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.

Владение навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Показатели:


владение навыками формулирования и разрешения проблем;



самостоятельный поиск методов решения практических задач, проблемных ситуаций;



умение пользоваться различными способами доказательства, склонность к процессуальной деятельности.

9

Уровень
Высокий

Критерии
- Применение анализа объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) и синтеза,
самостоятельный выбор оснований и критериев для сравнения, обобщения, умение выдвигать гипотезы.
- Владение методикой выполнения исследования и проекта, наличие теоретических и практических знаний,
активное применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств,
умение самостоятельно формулировать проблемы и находить способы их решения.
- Установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, анализ
истинности утверждений.
- Склонность к процессуальной деятельности с ориентацией на результат.

Средний

Формулировка темы, цели, задач, проблем и гипотез с помощью учителя, стремление разобраться в сущности
различных явлений, трудности в поиске фактов и доказательств.
- Выполнение исследования и проекта только на основе алгоритмов и с помощью учителя-предметника,
трудности в рассмотрении проблемы с разных точек зрения.
- Использование репродуктивных способов учебной деятельности, трудности в структурировании материала,
неумение логично структурировать информацию.
- Решение проблем в процессе практической деятельности, слабая теоретическая база.

Низкий

- Планирование работы вызывает трудности, много ошибок в определении цели, задач, постановке проблемы и
методов исследования.
- Решение проблемных ситуаций на основе алгоритма, отсутствие творческой инициативы.
- Использование репродуктивных способов учебной деятельности, недостаточное развитие мыслительных
операций.
- Решение проблем только с помощью взрослых, преобразование информации только по образцу.
10

Метапредметные результаты:
- научатся самостоятельно определять цели и задачи своей деятельности; планировать пути достижения целей;
- научаться соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свою
деятельность с учетом меняющейся ситуации;
- овладеют основами самоконтроля, самооценки; разовьют навыки самоорганизации и саморегулирования собственной деятельности;
- разовьют умение организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, работать индивидуально и в группе;
- усовершенствуют навыки поиска информации в источниках разного типа

(материальных, текстовых, изобразительных и других - книги и

публикации, материальные артефакты, ресурсы Интернет);
- овладеют культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
- усовершенствуют навыки работы с учебной информацией (анализ и обобщение фактов; самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и умозаключения, делать выводы);
- научатся решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация,
минипроект);
- разовьют навыки монологической речи (устной и письменной), используя ее для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
Личностные результаты:
 ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и
способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
 развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в учебно-исследовательской,
проектной видах деятельности.

11

 мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому
творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
 осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
 готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;

12

Раздел II. Содержание курса «Проектная деятельность»
10 класс
№
Название раздела
1.
Модуль 1. Культура исследования и проектирования
2.
Модуль 2. Самоопределение
3.
Модуль 3. Замысел проекта
4.
Модуль 4. Условия реализации проекта
5.
Модуль 5. Трудности реализации проекта
6.
Модуль 6. Дополнительные возможности улучшения проекта
7.
Модуль 7. Предварительная защита и экспертная оценка работ
8.
Модуль 8. Презентация и защита проекта
Общее количество часов

13

Количество часов
5
5
5
3
5
7
3
1
34

Раздел III. Тематическое планирование
№ п/п

Название темы, основные элементы
содержания

Характеристика деятельности
учащихся

Модуль 1. Культура исследования и проектирования (5 часов)

1-5


Что такое проект

Выдвижение проектной идеи

Техническое проектирование и
конструирование

Социальное проектирование

Волонтерские проекты

Исследование

Анализ проектов сверстников

Модуль 2. Самоопределение (5 часов)
6-10

Проекты и технологии: выбор
сферы деятельности

Создание
образа
будущего
проекта

Формирование отношения к
проблемам

Знакомство
с
проектными
движениями

Первичное самоопределение

Защита темы проекта














изучают классификацию проектов;
знакомятся с примерами проектов;
знакомятся с заранее подготовленными учителем проблемными
ситуациями и учатся определять проблему, формулировать тему;
самостоятельно (в группах) моделируют проблемные ситуации по своим
направлениям, определяют проблему, формулируют тему;
принимают в составе группы решение по определению типа проекта,
аргументируют свой выбор;
анализируют проекты сверстников.
знакомятся с примерами глобальных проектов;
работа в минигруппах по определению области деятельности и
обоснованию своего выбора;
самостоятельно (в группах) моделируют проблемные ситуации, находят
единомышленников
и возможные ресурсы для решения проблемы;
уточняют, корректируют темы своих проектных, исследовательских работ;
защищают и обосновывают выбор темы собственного проекта

14

Модуль 3. Замысел проекта (5 часов)
11-15

Понятия
«проблема»
и
«позиция»

Формулирование цели проекта

Целеполагание и постановка
задач

Ресурсы и бюджет проекта

Поиск недостающей информации












Модуль 4. Условия реализации проекта (3 часов)
16-18

Планирование действий


Источники
финансирования 

проектов

Модели управления проектами


Модуль 5. Трудности реализации проекта (5 часов)
19-23


Переход
от
замыслов
к
реализации проекта

Риски проекта

Анализ собственного проектного
замысла

Сравнение проектных замыслов

Анализ проектов сверстников









Знакомятся с понятием «проблема», «позиция», «профессиональная позиция»;
Определяют собственную позицию в будущем проекте и обосновывают ее;
Формулируют возможные варианты цели своего проекта;
Осуществляют выбор возможного консультанта проекта и заказчика;
Постановка цели и задач проекта;
Знакомятся с ресурсами проекта;
Определяют виды ресурсов своего проекта;
Находят и работают с недостающей информацией для реализации проекта;
Составляют архив файлов;
находят информацию о существующих конкурсах проектных и исследовательских
работ.
Составляют план проекта;
Знакомятся с источниками финансирования;
Работают в минигруппах по выбору источников финансирования различных
проектов;
Знакомятся с понятиями «контрольная точка», карта Ганта», «дорожная карта»;
Составления плана действия собственного проекта и его обоснование;
Знакомятся с понятиями «жизненный цикл проекта», жизненный цикл изделия»,
«рефлексия»;
Определяют этапы жизненного цикла собственного проекта;
Сопоставляют свои планы с реальным результатом на данном этапе
проекта;
Производят корректировку собственного замысла;
Находят способы преодоления затруднений;
Знакомятся с понятием «риски проекта»;
Анализируют проектные замыслы предложенные учителем;

15

 Анализируют проектные замыслы сверстников».
Модуль 6. Дополнительные возможности улучшения проекта (7 часов)

Технологии проекта

Опросы,
как
эффективный
инструмент проектирования

Возможности социальных сетей

Использование видеоролика в
продвижении проекта

Оформление
результатов
проектной
и
исследовательской
деятельности













Знакомятся с понятиями «изобретение», «технологии проекта»;
Приводят примеры изобретений и отвечают на вопросы;
Участвуют в дискуссии;
Знакомятся
с
понятием
«инфраструктура»,
«базовый
процесс»,
«вспомогательные процессы»;
 Отвечают на вопросы;
 Работают в минигруппах по описанию инфраструктуры различных проектов;
 Знакомятся с различными видами опросов;
 Составляют анкеты и проводят опрос, обрабатывают результаты и
оформляют их, формулируют выводы;
 Знакомятся с возможностями социальных сетей;
 Создают группу в соцсетях, размещают записи на стене группы, размещают
рекламу своего проекта, приглашают друзей в группу, осваивают технологии
продвижения своего проекта;
 Знакомятся с технологией создания видеоролика, как средства продвижения
проекта;
 Работают над созданием видеоролика от идеи до воплощения;
 Оформляют проект, изготавливают продукт.
 Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют
выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.
 Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы
 Выбирают форму презентации. Готовят презентацию. При необходимости
консультируются с учителем. Осуществляют защиту проекта.
Модуль 7. Предварительная защита и экспертная оценка работ (3часа)

24-30

31-33

Позиция эксперта
Критерии анализа и оценивания

Знакомятся с понятием «эксперт» и «его позиция»;
Изучают критерии анализа и оценивания проекта;
Оценивают проекты сверстников
16



Оценка проектов сверстников

Модуль 8. Презентация и защита проекта (1 час)
34



Презентация и защита проекта



Защищают индивидуальный проект

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».