ТСП_9 класс_2025-26

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
ГБОУ СО КШИ "Екатеринбургский кадетский корпус"
КШ «Каменск-Уральский кадетский корпус» (филиал)
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

РАССМОТРЕНО

на заседании МО
учителей ГЦ
↵руководитель МО :↵

Методист по учебной
работе КШ "КаменскУральский кадетский
корпус"

Заведующая КШ "КаменскУральский кадетский
корпус"

______________

_________ Потеряева ________________________ ________________________
Т.В.↵
Шаламова О..В.↵
Казимирская А.Г.
Протокол №1.от«28»
Приказ №1 . от ««29» 08
Приказ №1 . от «29» 08
08 2025г.
2025 г.
2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
учебного предмета «Тактико-специальная подготовка»
для обучающихся 9 классов.
(внеурочная деятельность)

г. Каменск - Уральский 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по Тактико – специальной подготовке принадлежит
к блоку специальных дисциплин. Она является составной частью общей
профессиональной подготовки кадет кадетского корпуса и имеет целью
обучение личного состава умелым действиям в экстремальных ситуациях, к
выполнению служебно-боевых задач
в условиях
чрезвычайных
обстоятельств мирного и военного времени.
В современных условиях значение и роль топографической подготовки
значительно возрастают. Это обусловлено изменением способов ведения боя.
Появления современных видов оружия, оснащение войск новой боевой
техникой. В связи с этим предъявляются новые требования к изучению и
оценке местности, к использованию топографических карт и других данных о
местности при решении боевых задач.
Таким образом, вопросы, изучаемые военной топографией, имеют
непосредственное отношение к практической деятельности будущих
командиров и солдат при решении ими различных задач, а приобретенные
навыки и знания позволяют полнее оценить обстановку.
Предлагаемая программа рассчитана на изучение курса в течении 17
часов учебного времени. Минимальное количество часов в неделю 1 час.
Основные задачи:
1. Формирование у кадет высоких боевых, морально – психологических
качеств, умения быстро ориентироваться в сложной оперативной
обстановке, управлять подразделениями при выполнении служебнобоевых задач.
2. Развитие умения и навыков использования штабной культуры при
оформлении рабочей карты (плана) и других документов управления и
работе с ними.
Предметом тактико-специальной подготовки является теория и практика
подготовки и осуществления служебно-боевых действий ОВД и ВВ при
чрезвычайных обстоятельствах.
В соответствии с основными задачами тактико – специальной
подготовки кадеты
должны знать:
- условные обозначения;
- способы ориентирования и измерения по карте и без карты;
- способы изучения местности и навыки ориентировании и движении в
различных условиях.
- способы измерения расстояния по карте и на местности.
- ТТХ огнетушителей и их характеристики.
уметь:

2

проводить измерение по карте и без карты, ориентироваться на
местности, составлять схему местности, наносить обстановку на карту,
использовать карту в служебной деятельности;
- приводить в боевое состояние огнетушители;
Методы и формы обучения:
 Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках
ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы
обучения. Перцептивные: (словесные, наглядные, практические)
рассказ, лекция, беседа, семинары демонстрация, практические
занятия. Соревнования. Ролевые игры.
 Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и
восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).
 Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно
поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное
задание)
 Кибернетический: управления и самоуправления учебнопознавательной деятельностью.
 Контроля и самоконтроля (устный, письменный).
 Стимулирования и мотивации.
 Самостоятельной учебной деятельности.
 Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием
информации, систематическим повторением и закреплением
знаний учениками.
 Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных
запросов учащихся.
 Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть
особенности темпа работы каждого ученика.
В результате учебного процесса учащиеся получают весь комплекс знаний
умений и навыков запланированного учебного процесса;
- общая характеристика учебного процесса: методы, формы
обучения и режим занятий
В учебном процессе используются методы рассказа, показа, тренировок
при изучении тем практической направленности. Информационная тематика
предполагает большее использование на занятиях анализа ситуаций,
объяснительно-репродуктивной,
информационно
поисковой,
исследовательской
деятельности учащихся.
- логические связи данного предмета с остальными
предметами (разделами) учебного (образовательного) плана;
3

Практически вся тематика ТСП базируется на знаниях получаемых
учащимися при изучении других общеобразовательных предметов. Поэтому
на уроках ТСП непременно используется межпредметная связь: географиявыживание в природе, математика и геометрия..
- система оценки достижений учащихся;
Деятельность учащихся на уроках ТСП оценивается с позиций современных
образовательных технологий: личностного подхода в обучении,
развивающего обучения и успешности деятельности учащихся. Задания
носят посильный развивающий характер. Оценивание имеет форму
стимулирования обучения и саморазвития Кадета в рамках возможностей
учащихся.
- инструментарий для оценивания результатов;
Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания,
тесты, устный опрос, практические задания, выполнение нормативов в
практических видах деятельности – главная составляющая учебного
процесса.
Содержание учебной программы ТСП 1 курса.
Тема 1. Местность как элемент деятельности органов внутренних
дел.
Требования к знаниям: знать тактические, защитные и маскировочные
свойства местности. Влияние элементов местности на проведение
специальных операций. Разновидность местности.
Содержание учебного материала: понятие местность, рельеф, местных
предметов, тактические свойства местности. Различие местности по
условиям проходимости, наблюдения и маскировки, степени
пересеченности. Характеристика разновидности местности.
Тема 2. Классификация и назначение топографических карт.
Условные знаки и оформление карт. Разграфка и номенклатура.
Условные знаки и оформление карт. Разграфка и номенклатура.
Требование к занятиям: знать назначение, свойств топографических карт;
знать основные элементы содержания топографических карт.
Требования к умениям: уметь давать общую характеристику местности по
топографической карте.
Содержание учебного материала. Понятие о карте и разновидности
карт. Топографические карты различных масштабов и их назначение.
Разграфка и номенклатура топокарт. Основные элементы содержания
топокарт: гидрография, растительность и грунты, дороги, населенные
пункты, промышленные обьекты, геодезические пункты.
4

При изучении темы используются топографические карты, офицерские
линейки.
Тема 3. Измерение по карте.
Требования к занятий: знать основы измерений расстояний, углов и
площадей по карте.
Требования к умениям: уметь измерить расстояние о карте с помощью
линейки и курвиметра, площадь участка местности; уметь определить
директивный и магнитный угол азимут.
Содержание учебного материала. Масштаб: численный линейный,
поперечный. Точность измерения расстояний. Измерение длины
маршрута. Определение площадей. Определение азимутов и
дирекционных углов: азимуты и дирекционные углы, их измерения по
карте. Магнитное склонение. Переход от магнитного азимута к
дирекционному углу.
При изучении темы используются топографические карты, компасы,
курвиметры, офицерские линейки.
Тема 4. Измерения на местности (измерение углов, расстояний,
высоты предметов, крутизны скатов, высоту предметов).
Требования к знаниям: знать правила измерений расстояний, углов,
высоты предметов и крутизны скатов на местности.
Требования к умениям: уметь измерять углы и расстояния на
местности, уметь характеризовать местность по изображению рельефа на
картах.
Содержание учебного материала. Измерение углов (с помощью
бинокля, линейки с миллиметровыми делениями, подручных предметов).
Измерений расстояний (глазомерное, по спидометру машины, по угловым
размерам предметов, по линейным размерам предметов, ногами, на слух).
Определение линейных размеров предметов (высоты дерева, их толщины
и густоты леса).
При изучении темы используются топографические карты, компасы,
курвиметры, офицерские линейки.
Тема 5. Ориентирование на местности по карте и без карты.
Требования к занятиям: знать способы ориентирования на местности
по карте и без карты, знать особенности ориентирования в движении и в
различных условиях.
Требования к умениям: уметь определять направления сторон
горизонта, ориентировать карту; уметь давать цель и указания на
местности.
Содержание учебной программы. Сущность и способы ориентирования
на местности. Выбор использования ориентиров. Целеуказание на
местности. Общие правила и способы целеуказания. Определение
5

направления на стороны горизонта. Устройство магнитного компаса.
Правила обращение с компасом. Определение направление на стороны
горизонта по небесным светилам. Определение сторон горизонта по
признакам местных предметов. Определение и выдерживания
направлений на местности: магнитный азимут направления;
выдерживания направления движения. Движение по азимутам; обход
препятствий; точность движений по азимуту.
Ориентирование о карте на месте: ориентирование карты; опознавание
ориентиров. Определение о карте точки стояния. Сличение карты с
местностью. Ориентирование на местности движении: подготовка к
ориентированию; ориентирование в пути. Особенности ориентирования в
различных условиях местности: в лесу; в горах; в крупных населенных
пунктах; в районах разрушений; ночью.
При изучении темы используются топографические карты, компасы,
курвиметры, офицерские линейки.
Тема 6. Составление схем местности и графических документов.
Требования к занятиям: знать основные правила и требования по
составлению схем местности и графических документов.
Требования к умениям: уметь наносить условные обозначения на схемы
местности.
Содержание учебного материала. Назначение схем местности и
основные правила ее составления. Условные обозначения, применяемые
на схемах местности: населенные пункты; шоссейные и улучшенные
дороги; грунтовые и железнодорожные дороги; реки; реки; лес;
кустарники; рельеф. Способы составление схем местности: по карте;
приемами глазомерной съемки.
При изучении темы используются топографические карты, компасы,
курвиметры, офицерские линейки.
Критерии системы оценки достижения планируемых результатов
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов
(выступлений), а также практической деятельности, учитывая их
соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе
оценивания.
1.
Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление),
письменная работа, практическая деятельность или их результат
соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при
оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5»
получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного
количества баллов.
6

Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление),
письменная работа, практическая деятельность или их результат в общем
соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные
или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата
используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший
70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
3.
Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление),
письменная работа, практическая деятельность или их результат
соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и
ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в
баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от
максимально возможного количества баллов.
Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление),
письменная работа, практическая деятельность или их результат частично
соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные
недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата
используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший
20 - 44% от максимально возможного количества баллов.
2.

ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Учебник для курсантов учебных заведений подразделений и сержантов
«Военная топография».

1.
2.
3.
4.
5.

Технические средства обучения:
Плакаты, стенды, видеофильмы.
Видеопроектор.
Топографические карты.
Компасы, кульвиметры, офицерские линейки,
циркуль-измерител.
Огнетушитель

транспортир,

7

Календарно-тематический план
Наименование

п/п

раздела и темы
урока

1

2

1

2

Местность.
Классификация
свойства
местности.

Кол-во часов

№

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки
обучающихся

3

5

6
Знать тактические, защитные и

1

Понятия
местность, рельеф
местности, местные предметы.
Топографические
элементы
местности,
тактические
и
защитные свойства местности.
Маскировочные
свойства
местности. Типовые формы рельефа
и их характеристика.
Местные
предметы
и
их
характеристика.
Разновидность
местности.
(Презентация)

и

Классификация и
назначение
топографических
карт.

1

Понятие
о
карте
и
разновидности
карт.
Топографические
карты
различных масштабов и их
назначение.
Разграфка
и
номенклатура
топокарт.
Основные элементы содержания
топокарт:
гидрография,
растительность
и
грунты,
дороги,
населенные
пункты,
промышленные
обьекты,
геодезические пункты.
При
изучении
темы
используются топографические
карты, офицерские линейки.

маскировочные
свойства
местности. Влияние элементов
местности
на
проведение
специальных
операций,
передвижение войск и техники.
Разновидность местности.
Уметь работать с картой.

знать
назначение,
свойств
топографических карт; знать
основные элементы содержания
топографических карт.
уметь
давать
общую
характеристику местности по
топографической карте.

(Презентация)
3

Условные
знаки
чтение карт.

5

Понятие
о карте и
разновидности
карт.
Топографические
карты
различных масштабов и их
назначение.
Разграфка
и
номенклатура
топокарт.
Основные элементы содержания
топокарт:
гидрография,
растительность и грунты,
дороги, населенные пункты,
промышленные
обьекты,
геодезические пункты.

знать
назначение,
свойств
топографических карт; знать
основные элементы содержания
топографических карт.
уметь
давать
общую
характеристику местности по
топографической карте.

(Презентация)

8

4

Измерение
расстояния
карте.

по

2

Масштаб: численный линейный,
поперечный. Точность измерения
расстояний. Измерение длины
маршрута.
Определение
площадей.
Определение
азимутов и дирекционных углов:
азимуты и дирекционные углы,
их
измерения
по
карте.
Магнитное склонение. Переход
от магнитного азимута к
дирекционному углу.

уметь измерить расстояние о
карте с помощью линейки и
курвиметра, площадь участка
местности; уметь определить
директивный и магнитный угол
азимут.
знать
основы
измерений
расстояний, углов и площадей по
карте.

(Презентация)
5

Географические,
прямоугольные
координаты.
Целеуказания.

3

Координаты (геграфические и
прямоугольные).
Выбор
использования
ориентиров.
Целеуказание на местности.
Общие правила и способы
целеуказания.
(Презентация)

6

Ориентирование на
местности по карте
и без карты

2

Сущность
и
способы
ориентирования на местности.
Выбор использования ориентиров.
Определение
направления
на
стороны горизонта. Устройство
магнитного компаса. Правила
обращение
с
компасом.
Определение
направление
на
стороны горизонта по небесным
светилам. Определение сторон
горизонта по признакам местных
предметов.
Определение
и
выдерживания направлений на
местности: магнитный азимут
направления;
выдерживания
направления движения. Движение
по
азимутам;
обход
препятствий;
точность
движений по азимуту.
Ориентирование о карте на
месте: ориентирование карты;
опознавание
ориентиров.
Определение по карте точки
стояния. Сличение карты с
местностью. Ориентирование на
местности
движении:
подготовка к ориентированию;
ориентирование
в
пути.
Особенности ориентирования в
различных условиях местности: в
лесу; в горах; в крупных
населенных пунктах; в районах
разрушений; ночью.

знать правила определения
нанесения
координат
целеуказания на карту.

и
и

уметь давать цель и указания на
местности. Наносить их на
карту. Определять координаты
точек.
знать способы ориентирования на
местности по карте и без карты,
знать
особенности
ориентирования в движении и в
различных условиях.
уметь
определять
направления сторон горизонта,
ориентировать карту;

(Презентация)

9

7

Дирекционный
угол.

Нахождение дирекционных углов.
(Презентация)

Знать нахождение дирекционного
угла: перевод дирекционноо угла в
магнитный азимут и обратно..
уметь
нахождение
азимута по дирекционному углу,
направления движения по карте,
схема движения.

1

8

Измерение
расстояния
местности

на

2

Измерение углов (с помощью
бинокля,
линейки
с
миллиметровыми
делениями,
подручных
предметов).
Измерений
расстояний
(глазомерное, по спидометру
машины, по угловым размерам
предметов,
по
линейным
размерам предметов, ногами, на
слух). Определение линейных
размеров предметов (высоты
дерева, их толщины и густоты
леса). Определении ширины реки.
Высоту дерева.

знать
правила
измерений
расстояний,
углов,
высоты
предметов и крутизны скатов на
местности.
уметь измерять углы и
расстояния на местности, уметь
характеризовать местность по
изображению рельефа на картах.
Определять высоту
ширину
предметов.
Определить
расстояния на местности.

(Презентация)

ВСЕГО ЧАСОВ

17

10

№
п/п
1

2

3

Темы урока

Кол-во
часов

Тематическое планирование

Местность. Классификация и свойства
местности.

1

Классификация
и
топографических карт.

1

Дата проведения

назначение

Условные знаки чтение карт.
1

4

Условные знаки чтение карт.

1

5

Условные знаки чтение карт.

1

6

Условные знаки чтение карт.

1

7

Условные знаки чтение карт.

1

8

Измерение расстояния по карте.
1

9

Измерение расстояния по карте.

1

10

Географические,
прямоугольные
координаты. Целеуказания.

1

11

Географические,
прямоугольные
координаты. Целеуказания.

1

12

Географические,
прямоугольные
координаты. Целеуказания.

1

13

Ориентирование на местности по карте
и без карты

1

14

Ориентирование на местности по карте
и без карты

1

11

15

Дирекционный угол.
1

16

Измерение расстояния на местности
1

17

Измерение расстояния на местности

1

ВСЕГО ЧАСОВ

17

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».