МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Сверловской области
ГБОУ СО КШИ "Екатеринбургский кадетский корпус"
КШ «Каменск-Уральский кадетский корпус» (филиал)
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании МО учителей
ГЦ руководитель МО ГЦ:
Методист по учебной
работе КШ "КаменскУральский кадетский
корпус"
Заведующая КШ
"Каменск-Уральский
кадетский корпус"
Казимирская А.Г.
_______________________
Просвирнина Е.Н
_______________________
Протокол№1
от «29» 08 2024 г.
Шаламова О.В.
______________________
Приказ№1
от «30» 08 2024 г.
Приказ№1
от «30» 08 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Речь и культура общения»
для обучающихся 8-9 классов
Составитель:
Левина С.Л., учитель ВКК.
Каменск-Уральский, 2024 год
Пояснительная записка
Данная программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного
общего образования, Примерной образовательной программой основного
общего образования и Примерной программой по русскому языку для
образовательных учреждений (5-9 классы), авторской программой по русскому
языку и культуре речи для 5—9 классов общеобразовательной школы / Под
редакцией
Е.И.Никитиной.
Реализация данной рабочей программы предполагается в рамках завершенной
предметной линии комплекта учебников по культуре речи для 5–9 классов под
редакцией Е.И. Никитиной: Никитина Е.И.. Русская речь. Учебное пособие для 8
классов., М. Просвещение., 2019 г.
Согласно Учебному
плану на изучение данного предмета (факультативного курса) отводится
следующее
количество
часов:
8-9
кл.34/34
часа.
Реализация кадетского компонента в рамках данного курса предполагает
создание условий для формирования первоначальных представлений о
единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке
как основе национального самосознания. На уроках русской речи и культуры
общения используются тексты, содержание которых способствует расширению
представлений об истории кадетского образования, учащиеся знакомятся с
произведениями русских писателей о ратных подвигах . В качестве текстов для
изложений используются научно-популярные статьи по истории и культуре , для
написания сочинений используются иллюстрации к произведениям кадетской
тематики, картины известных русских художников, отражающие данный
компонент. В системе развития речи и культуры общения кадет используются
такие внеаудиторные формы организации учебной деятельности, как диспуты:
«Я – патриот», «Я – гражданин России», по произведениям, воспевающим
кадетское движение в России, по произведениям о героях России, о подвигах
русского
народа
в
военных
исторических
событиях.
Данный курс предусматривает работу с текстом, его анализ как с точки
зрения структуры, последовательности микротем, так и с точки зрения
стилевой принадлежности и типа речи.
Цель курса:
- создать условия для развития речевой грамотности учащихся, умения
связно излагать свои мысли, строить коммуникативно-целесообразные
высказывания, пользуясь нужными языковыми средствами, опираясь на
исходный текст;
- вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие
способности учащихся;
- готовить учащихся к государственной итоговой аттестации.
Задачи курса:
- систематизировать и обобщить базовые знания по теории текста,
функциональным стилям и типам речи;
- развивать у учащихся умение воспринимать текст на слух так, чтобы
понимать его общую тему, проблему, идею, видеть авторскую
позицию и особенности авторского стиля;
- формировать способность запоминать конкретные факты, выделять
микротемы и соблюдать последовательность их изложения, развивать
воссоздающее воображение у учащихся;
- совершенствовать умение воспроизводить услышанное в сжатом
изложении, при этом точно определять круг предметов и явлений
действительности, отражаемой в тексте, адекватно воспринимать
авторский замысел, вычленять главное в информации, сокращать
текст разными способами, использовать языковые средства
обобщённой передачи содержания;
- совершенствование навыков языкового анализа текстов, создание
речевого произведения;
- развитие языковой, лингвистической, коммуникативной и
культуроведческой компетенций учащихся в области речеведения,
- развивать умение осуществлять выбор языковых средств в
соответствии с темой, целью, функциональной принадлежностью и
типом речи,
- учить использовать в своей письменной речи разнообразные
синтаксические конструкции и лексику,
- отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки в
процессе написания изложения и сочинения.
В ходе занятий учащиеся должны научиться:
овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и
лингвистической компетенции учащихся;
научиться грамотно писать сжатое изложение и сочинениерассуждение разных видов;
владеть формами обработки информации исходного текста;
через систему практических заданий и тренингов
повторить, расширить и систематизировать знания учащихся по
грамматике,
орфографии,
пунктуации
и
текстологии,
проверяемых в ходе проведения экзамена в новой форме ;
четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение
заданий;
работать с бланками экзаменационной работы;
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть
(повторение правил, изучение трудных случаев правописания,
определение этапов создания текста) и практическая часть
(выполнение различных упражнений, помогающих сформировать
языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности;
закрепить знания орфографических и пунктуационных правил,
приобрести устойчивые навыки).
Программа курса в 8-9 кл. рассчитана на 34/34 часа из расчета
1 час в неделю.
Темы курса соотносятся как с основными разделами школьной
программы изучения русского языка, так и с заданиями контрольноизмерительных материалов ОГЭ.
Планируемые
результаты освоения
курса
«Речь и культура
общения», 8-9 класс.
Личностные
результаты:
Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к
Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,
чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в
качестве гражданина России, субъективная значимость использования
русского языка и языков народов России, осознание и ощущение
личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества (идентичность человека с российской многонациональной
культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на
территории современной России); усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям
народов России и народов мира.
1.
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность
и способность осознанному выбору и построению дальнейшей
2.
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов.
Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения
к собственным поступкам (способность к нравственному
3.
самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных
норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных
традициях народов России, готовность на их основе к сознательному
самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
сформированность представлений об основах светской этики, культуры
традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и
человечества, в становлении гражданского общества и российской
государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в
жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного
отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта
участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни
человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи.
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира.
4.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и
достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного
субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по
диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов
диалога, готовность к конструированию процесса диалога как
конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к
ведению переговоров).
5.
Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества. Участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей
(формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных
связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами
учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие,
готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного
объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и
социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта
социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере
организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного
отношения к окружающей действительности, ценностей социального
творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности,
самореализации в группе и организации, ценности «другого» как
равноправного партнера, формирование компетенций анализа,
проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений,
способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации
собственного лидерского потенциала).
6.
Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью
людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
7.
Развитость эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера (способность понимать художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ
художественной культуры обучающихся как части их общей духовной
культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего
мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира,
самовыражению и ориентации в художественном и нравственном
пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества,
выраженной, в том числе в понимании красоты человека; потребность в
общении с художественными произведениями, сформированность
8.
активного отношения к традициям художественной культуры как
смысловой, эстетической и личностно- значимой ценности).
Сформированность основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, наличие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы,
к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому
отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к
осуществлению природоохранной деятельности).
9.
Формирование основ правосознания для соотнесения собственного
поведения и поступков других с нравственными ценностями и нормами
поведения, установленными законодательством Российской Федерации,
убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми
способами и средствами, умение реализовать основные социальные роли в
пределах своей дееспособности.
10.
Реализация кадетского компонента на уровне основного общего
образования предполагает достижение «дополнительных» личностных
результатов за счет обращения к истории, культуре и традициям кадет как в
системе урочной, так и внеурочной деятельности, предполагающей
взаимодействие кадет со взрослыми, сверстниками и младшими детьми в
соответствии с нравственными нормами и правилами поведения. Это нашло
непосредственное отражение в сфере личностного развития, семейных и
общественных отношений. Важно понимать, что достижение личностных
результатов возможно лишь поэтапно, последовательно от одного уровня
образования к другому.
В сфере личностного развития:
•
представления о ценностях культуры, обычаях и культурноисторических традициях ; нравственных нормах, правилах поведения и
личностных качествах, значимых для кадет;
•
готовность и способность к духовному развитию и нравственному
совершенствованию на основе духовных отечественных традиций,
ценностных идеалов и моральных норм;
•
ценностное отношение к России, своему народу, своему краю,
русскому и родному языкам, отечественному культурноисторическому наследию;
•
способность к самостоятельным поступкам и действиям,
совершаемым на основе морального выбора, принятию
ответственности за их результаты, целеустремленность и
настойчивость в достижении общественно-значимых целей;
•
осуществление нравственного самоконтроля, требование от себя
выполнения моральных норм, умение давать нравственную оценку
чужим и своим поступкам;
•
свободолюбие как способность к сознательному личному,
профессиональному, гражданскому и иному самоопределению в
сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей,
обществом, Отечеством;
•
трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к
преодолению трудностей;
•
готовность и способность выражать и отстаивать свою позицию,
критически оценивать собственные поступки;
•
осознание нравственной ценности других людей, ценности
человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям,
представляющим угрозу жизни духовно-нравственному, социальному
и физическому здоровью человека;
•
здоровый и безопасный образ жизни;
•
потребность заниматься физической культурой и спортом;
•
приобщение и овладение техникой борьбы, стрельбы;
•
понимание значения семьи для жизни, самореализации, сохранения
здоровья человека;
•
представления об этических нормах взаимоотношений в семье, между
поколениями;
•
уважительное отношение к родителям (законным представителям), к
старшим, к женщине; заботливое отношение к младшим; знание
традиций своей семьи и бережное отношение к ним. В сфере
общественных отношений:
знание примеров гражданско-патриотического служения России и
воинской доблести кадет;
•
•
представления о правах и обязанностях человека, гражданина,
семьянина, товарища;
•
ценностное отношение к образованию, труду и творчеству,
трудолюбие;
•
уважительное отношение, готовность и способность к диалогу и
сотрудничеству с представителями других народов, культур и
верований;
•
опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно
значимой деятельности;
•
готовность к военной службе, формирование сознательного
отношения к защите Отечества;
•
законопослушность, формирование сознательной активной позиции и
готовности к поддержанию законности и правопорядка.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД :1. Умение самостоятельно определять цели обучения,
ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности. Обучающийся сможет:
● анализироватьсуществующиеипланироватьбудущиеобразовательныерезул
ьтаты;
● определять совместно с педагогом критерии оценки планируемых
образовательных результатов;
● идентифицировать препятствия, возникающие при достижении
собственных запланированных образовательных результатов;
● выдвигать версии преодоления препятствий, формулировать гипотезы, в
отдельных случаях — прогнозировать конечный результат;
● ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной
деятельности с учетом выявленных затруднений и существующих
возможностей;
● обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для
достижения образовательных результатов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
● определять необходимые действия в соответствии с учебной и
познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
● обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов
решения учебных и познавательных задач;
● определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия
для выполнения учебной и познавательной задачи;
● выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (определять
целевые ориентиры, формулировать адекватные им задачи и предлагать
действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
● выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать
средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
● составлять план решения проблемы (описывать жизненный цикл
выполнения проекта, алгоритм проведения исследования);
● определять потенциальные затруднения при решении учебной и
познавательной задачи и находить средства для их устранения;
● описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде
алгоритма решения практических задач;
● планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную
траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий
и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
● различать результаты и способы действий при достижении результатов;
● определять совместно с педагогом критерии достижения планируемых
результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
● систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии
достижения планируемых результатов и оценки своей деятельности;
● отбирать инструменты для оценивания своей деятельности,
осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных
условий и требований;
● оценивать свою деятельность, анализируя и аргументируя причины
достижения или отсутствия планируемого результата;
● находить необходимые и достаточные средства для выполнения учебных
действий в изменяющейся ситуации;
● работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на
основе анализа изменений ситуации для получения запланированных
характеристик/показателей результата;
● устанавливать связь между полученными характеристиками результата и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности
предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных
характеристик результата;
●
соотносить свои действия с целью обучения.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения.
Обучающийся сможет:
● определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной
задачи;
● анализировать и обосновывать применение соответствующего
инструментария для выполнения учебной задачи;
● свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки,
исходя из цели и имеющихся средств;
● оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или
самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью
деятельности;
●
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки
своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
● фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных
результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности.
Обучающийся сможет:
● анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и
деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
● соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной
образовательной деятельности и делать выводы о причинах ее
успешности/эффективности или неуспешности/неэффективности, находить
способы выхода из критической ситуации;
● принимать решение в учебной ситуации и оценивать возможные
последствия принятого решения;
● определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры
этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной
деятельности;
● демонстрировать приемы регуляции собственных
психофизиологических/эмоциональных состояний.
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
● подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его
признаки и свойства;
● выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов;
● выделять общий признак или отличие двух или нескольких предметов или
явлений и объяснять их сходство или отличия;
● объединять предметы и явления в группы по определенным признакам,
сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
● различать/выделять явление из общего ряда других явлений;
● выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений или
событий, выявлять причины возникновения наблюдаемых явлений или
событий;
● строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от
частных явлений к общим закономерностям;
● строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя
при этом их общие признаки и различия;
● излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте
решаемой задачи;
● самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке,
предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
● объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
познавательной и исследовательской деятельности;
● выявлять и называть причины события, явления, самостоятельно
осуществляя причинно-следственный анализ;
● делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения,
подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно
полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
● обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
● определять логические связи между предметами и/или явлениями,
обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
● создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
● строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее
решения;
● создавать вербальные, вещественные и информационные модели с
выделением существенных характеристик объекта для определения
способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
● переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из
графического или формализованного (символьного) представления в
текстовое и наоборот;
● строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать
неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к
которому применяется алгоритм;
● строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
● анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного
проекта, исследования (теоретического, эмпирического) с точки зрения
решения проблемной ситуации, достижения поставленной цели и/или на
основе заданных критериев оценки продукта/результата.
8. Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:
● находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями
своей деятельности);
● ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
● устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений,
процессов;
● резюмировать главную идею текста;
● преобразовывать текст, меняя его модальность (выражение отношения к
содержанию целевую установку речи), интерпретировать текст
(художественный и нехудожественный — учебный, научно-популярный,
информационный, текст non-fiction );
● критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять
его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
Обучающийся сможет:
● определять свое отношение к окружающей среде, к собственной среде
обитания;
● анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых
организмов;
● проводить причинный и вероятностный анализ различных экологических
ситуаций;
● прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора
на другой фактор;
● распространять экологические знания и участвовать в практических
мероприятиях по защите окружающей среды.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования
словарей, справочников, открытых источников информации и электронных
поисковых систем.
Обучающийся сможет:
● определять необходимые ключевые поисковые слова и формировать
корректные поисковые запросы;
● осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами,
базами знаний, справочниками;
● формировать множественную выборку из различных источников
информации для объективизации результатов поиска;
● соотносить полученные результаты поиска с задачами и целями своей
деятельности.
Коммуникативные УУД:
11. Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и
совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
● определять возможные роли в совместной деятельности;
● играть определенную роль в совместной деятельности;
● принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в
его речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы);
● определять свои действия и действия партнера, которые способствовали
или препятствовали продуктивной коммуникации;
● строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности;
● корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии
уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;
● критически относиться к собственному мнению, уметь признавать
ошибочность своего мнения (если оно ошибочно) и корректировать его;
● предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
● выделять общую точку зрения в дискуссии;
● договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной перед группой задачей;
● организовывать эффективное взаимодействие в группе (определять
общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
● устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или
содержания диалога.
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей
для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:
● определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать и
использовать речевые средства;
● представлять в устной или письменной форме развернутый план
собственной деятельности;
● соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
● высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение
партнера в рамках диалога;
● принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
● создавать письменные тексты различных типов с использованием
необходимых речевых средств;
● использовать средства логической связи для выделения смысловых
блоков своего выступления;
● использовать вербальные и невербальные средства в соответствии с
коммуникативной задачей;
● оценивать эффективность коммуникации после ее завершения.
13. Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ).
Обучающийся сможет:
● целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью
средств
ИКТ;
● использовать для передачи своих мыслей естественные и формальные
языки в соответствии с условиями коммуникации;
● оперировать данными при решении задачи;
● выбирать адекватные задаче инструменты и использовать компьютерные
технологии для решения учебных задач, в том числе для: вычисления,
написания писем, сочинений, докладов, рефератов, создания презентаций
и др.;
● использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
● создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной
безопасности.
Подготовка к сжатому изложению
Первая часть работы государственной итоговой аттестации в 9
классе – это написание сжатого изложения по тексту
публицистического стиля. Сжатое изложение – это форма обработки
информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс
необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются
следующие:
умение точно определять круг предметов и явлений
действительности, отражаемой в тексте;
умение адекватно воспринимать авторский замысел;
умение вычленять главное в информации;
умение сокращать текст разными способами;
умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
умение находить и использовать в разных стилях речи языковые
средства обобщённой передачи содержания.
Для эффективности выполнения этого вида работы ученика
нужно научить понимать, что любой текст содержит главную и
второстепенную информацию. Главная информация – то
содержание, без которого авторский замысел будет неясен или
искажён. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух
так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею,
видел авторскую позицию.
Поэтому первые занятия курса посвящены повторению основных
понятий: текст, его признаки, микротекст, тема, микротема,
проблема, основная мысль. При работе с текстами необходимо
тренировать учащихся в определении микротем, являющихся
составной частью общей темы прослушанного текста.
Так как для изложения даются тексты публицистического стиля,
нужно подробнее остановиться на особенностях (лексических,
морфологических и синтаксических) этого стиля речи, его приметах,
а также повторить типы речи, которые могут использоваться в
предложенных текстах.
При работе над сжатием текста необходимо познакомить
учащихся с элементами сжатия (упрощение, сокращение,
обобщение).
Подготовка к сочинению-рассуждению
Третья часть работы ГИА содержит творческое задание (задание
9.), которое проверяет коммуникативную компетенцию учащихся:
умение строить собственное высказывание в соответствии с типом
речи. При этом не случайно особое внимание уделяется умению
аргументировать положения творческой работы, используя
прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо
школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в
профессиональной деятельности.
Умение отстоять свои позиции, уважительно относиться к себе и
своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит
показателем культуры, рационального сознания. Подлинная
рациональность,
включающая
способность
аргументации
доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню
развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом
единстве и заключается такое личностное начало, как
ответственность за свои взгляды и позиции.
Поэтому в данном курсе особое место отводится подготовке к
сочинению-рассуждению. При этом необходимо остановиться на
повторении понятий типы речи (повествование, описание,
рассуждение), их признаках. Более подробно - на рассуждении
(научном),
его
структуре
и
особенностях
(лексических,
морфологических, синтаксических), так как в основе собственного
высказывания учащиеся будут использовать именно этот тип речи.
При подготовке к сочинению-рассуждению на лингвистическую
тему рекомендуется использовать материал, отражающий разные
языковые явления.
Содержание программы
1. Введение. Значение курса, его задачи.
Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и виды
заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом. Особенности
заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с
критериями оценки выполнения заданий.
2. Текст. Сжатое изложение .
Текст и его структура. Требования к письменной речи. Тема. Главная
мысль текста. Подробное и сжатое изложения. Микротема.
Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. Типы
речи. Разделение информации на главную и второстепенную,
исключение
несущественной
и
второстепенной
информации. Приемы сжатия текста: исключение, обобщение,
упрощение. Написание и редактирование текста изложения.
Критерии оценивания сжатого изложения.
3. Сочинение-рассуждение.
Текст. Типы речи. Структура сочинения-рассуждения. Формулировка
тезиса
сочинения-рассуждения.
Аргументы
в
сочинениирассуждении.
Вывод
сочинения-рассуждения. Цитирование.
Типичные ошибки в письменных творческих работах. Создание
сочинения-рассуждения.
3.1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
Критерии оценивания задания 13.1. Структура сочинениярассуждения на лингвистическую тему. Тезис и аргументы в
сочинении-рассуждении на лингвистическую тему. Приемы ввода
примеров из исходного текста. Вывод. Композиционное и речевое
оформление сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по цитате о
языковом явлении.
3.2. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему.
Критерии оценивания заданий 13.2, 13.3. Структура сочинениярассуждения на морально-этическую тему. Формулировка тезиса и
комментарий к нему. Приемы ввода примеров из исходного текста и из
собственной жизни. Основные языковые средства оформления
рассуждения (речевые клише). Формулировка вывода. Сочинениерассуждение
на
морально-этическую
тему.
Редактирование
творческих работ.
Написание сжатого изложения и сочинения-рассуждения. Анализ
ошибок.
Требования к уровню подготовки обучающихся в 8 классе
Учащиеся должны знать:
основные характеристики заданий итоговой аттестации по
русскому языку в IX классе;
критерии оценивания заданий итоговой аттестации по русскому
языку в IX
основные правила создания текста сжатого изложения;
особенности публицистических; научных и художественных
текстов;
основные правила создания текста сочинения.
должны уметь:
адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему,
главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую
информацию);
обрабатывать информацию звучащего текста; сжато излагать
содержание прослушанных публицистических и научных текстов
различных функционально - смысловых типов речи;
определять и формулировать проблему первичного текста;
адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель,
тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую
информацию);
понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте
проблеме;
интерпретировать информацию прочитанного текста;
использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тесте,
в качестве аргументов;
создавать текст в соответствии с заданной темой и
функционально-смысловым типом речи;
последовательно излагать собственные мысли;
осуществлять выбор и организацию языковых средств в
соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым
типом речи;
использовать в собственной речи разнообразные грамматические
конструкции и лексическое богатство языка;
оформлять речь в соответствии с орфографическими,
грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами.
Виды и формы контроля:
практическая работа
контрольная работа
изложение
сочинение
№
№
П/п
Те
Календарно-тематическое планирование
Культура речи 8 класс
Сроки
Скоррект
Тема занятия
проведения сроки
мы
1
1
Введение. Значение курса, его задачи
Особенности ОГЭ по русскому языку: цели,
содержание, структура, задания. Знакомство с
демонстрационным вариантом . Особенности
заполнения бланков экзаменационной
работы. Знакомство с критериями оценки
выполнения заданий.
2
1
3
2
4
3
5
4
6
7
5
6
8
9
7
8
10
11
9
10
12
13
11
12
14
1
15
2
16
3
17
4
18
5
Текст. Сжатое изложение
Текст и его структура. Требования к
письменной речи. Тема текста. Основная
мысль. Микро тема. Микротемы исходного
текста. Абзацное членение текста.
Типы речи. Подробное и сжатое изложения.
Главная и второстепенная информация в
тексте.
Сжатое изложение. Способы смыслового
сжатия исходного текста: исключение,
обобщение, упрощение.
Практическая работа № 1: Отработка
приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ.
Закрепление навыков
Практическая работа № 2: Отработка
приёма ОБОБЩЕНИЕ.
Закрепление навыков
Практическая работа № 3: Отработка
приема УПРОЩЕНИЕ.
Закрепление навыков
Типичные ошибки и недочеты при написании
сжатого изложения. Критерии оценивания
сжатого изложения. Редактирование.
Написание сжатого изложения.
Анализ работ. Редактирование.
Текст. Сочинение-рассуждение
Сочинение-рассуждение на
лингвистическую тему.
Текст. Типы речи. Структура сочинениярассуждения.
Тезис и
аргументы
в
сочинении-рассуждении. Вывод. Типичные
ошибки в письменных творческих работах.
Критерии
оценивания
задания
13.1.
Структура
сочинения-рассуждения
на
лингвистическую тему.
Тезис и аргументы в сочинении-рассуждении
на лингвистическую тему. Приемы ввода
примеров из исходного текста. Вывод.
Композиционное и речевое оформление
сочинения-рассуждения на лингвистическую
тему.
Практическая работа № 4.Сочинениерассуждение на лингвистическую тему по
цитате о языковом явлении.
19
6
20
7
21
1
22
2
23
3
24
4
25
5
26
6
27
7
28
8
29
30
9
10
Практическая работа № 5. Создание
сочинения-рассуждения на лингвистическую
тему по цитате о языковом явлении.
РР Сочинение-рассуждение на
лингвистическую тему по цитате о языковом
явлении.
Сочинение-рассуждение на моральноэтическую тему
Критерии оценивания заданий 13.2, 13.3.
Структура
сочинения-рассуждения
на
морально-этическую тему. Формулировка
тезиса, определения и комментарий к нему.
Приемы ввода примеров из исходного текста
и из собственной жизни. Основные языковые
средства оформления рассуждения (речевые
клише).Формулировка вывода.
Практическая работа № 6. Сочинениерассуждение на морально-этическую тему
(задание 13.2). Отработка вступления.
Практическая работа № 6. Сочинениерассуждение на морально-этическую тему
(задание 13.2). Отработка способов введения
аргументов из прочитанного текста
Практическая работа № 7. Сочинениерассуждение на морально-этическую тему
(задание
13..3).
Отработка
способов
формулировки
тезиса, определения и
комментарий к нему
Практическая работа № 8. Сочинениерассуждение на морально-этическую тему
(задание 13.3). Отработка способов введения
аргументов из текста и из жизни,
формулировка вывода
Практическая работа № 9. Сочинениерассуждение на морально-этическую тему
(задание 13.3). Отработка полученных знаний
и умений
РР .Сочинение-рассуждение на моральноэтическую тему
Анализ работ. Редактирование.
Классификация
ошибок
(критерии
грамотности):
орфографические,
пунктуационные, речевые, грамматические и
фактическая точность.
31
11
32
12
33
34
13
14
Самостоятельное выполнение работы,
состоящей из 2 частей: изложения и
сочинения
Самостоятельное выполнение работы,
состоящей из 2 частей: изложения и
сочинения
Анализ работ. Редактирование.
Анализ работ. Редактирование.
Культура речи 9 класс
п/
Название раздела, темы
п
Количество часов
Форма
аттестации/
контроля
Всег Теори Практик
о
я
а
Модуль 1. Нормативный аспект культуры речи
1
Орфоэпические
(произносительные и
акцентологические) нормы
3
1
2
Чтение текста,
устное
выступление
(разные типы
речи)
2
Лексические нормы
4
1
3
Практикум
3
Грамматические нормы
6
1
5
4
Интонационные нормы
2
1
1
5
Орфографические нормы
6
1
5
Тестовые
задания
6
Пунктуационные нормы
6
1
5
Практикум
Тестовые задания
Публичное
выступление
Модуль 2.Эстетический аспект культуры речи.
7
Речевой этикет как
совокупность правил
речевого общения
8
Языковые средства выраже
ния речевого этикета
4
Употребление невербальны
1
9
2
1
1
1
3
Составление
диалога
Выступление на
научной
конференции
0,5
0,5
Публицистическ
ое
х средств в общении
выступление на
нравственную
тему
ИТОГО
34
8,5
25,5
Содержание изучаемого курса:
Тема 1: Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы (3
ч)
Теория: Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы
современного литературного произношения: произношение
безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний
согласных. Нормы ударения в современном русском языке.
Практика: Произношение некоторых грамматических форм.
Особенности произношения иноязычных слов, а также русских
имен и отчеств. Допустимые варианты произношения и ударения.
Тема 2: Лексические нормы (4 ч)
Теория: Употребление слова в соответствии с его лексическим
значением – важное условие речевого общения.
Практика: Выбор из синонимического ряда нужного слова
с учётом его значения и стилистических свойств. Молодёжный
сленг (крутой, клёвый и т.п.) и отношение к нему.
Тема 3: Грамматические нормы (6 ч)
Теория: Нормативное употребление форм слова. Нормативное
построение словосочетаний по типу согласования, управления.
Синонимия грамматических форм и их стилистические и
смысловые различия.
Практика: Употребление предлогов в составе словосочетаний.
Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Построение
предложений
с
обособленными
членами,
а
также
сложноподчиненных предложений.
Тема 4: Интонационные нормы (2 часа)
Теория: Основные элементы интонации: логическое ударение,
пауза, мелодика, темп и тон речи. Этикетная функция интонации в
речевом общении.
Практика: Смыслоразличительная роль каждого элемента
интонации. Роль интонации в передаче смысла речи и подтекста.
Тема 5: Орфографические нормы (6 ч)
Теория: Разделы русской орфографии и основные принципы написания.
Практика: Правописание морфем. Слитные, дефисные и
раздельные написания. Употребление прописных и строчных
букв. Правила переноса слов. Правила графического сокращения
слов.
Тема 6: Пунктуационные нормы (6 ч)
Теория: Принципы русской пунктуации. Разделы русской
пунктуации и система правил, включенных в каждый из них.
Знаки препинания в конце предложения.
Практика: Знаки препинания внутри простого предложения. Знаки
препинания между частями сложного предложения. Знаки
препинания при передаче чужой речи. Абзац как пунктуационный
знак, передающий смысловое членение текста.
Тема 7: Речевой этикет как совокупность правил речевого общения (2 ч)
Теория: Речевой этикет как совокупность правил речевого
общения, как компонент культуры речи. Культура поведения,
культура речи и речевой этикет.
Практика: Культура диалога. Правила речи для говорящего и для
слушателя.
Тема 8: Языковые средства выражения речевого этикета (4 ч)
Теория: Языковые средства выражения речевого этикета: речевые
стереотипы, формулы вежливости Практика: Использование
этикетных выражений для установления контакта и поддержания
доброжелательности и взаимного уважения в разных ситуациях
речевого общения. Речевой этикет в официально-деловой, научной
и публицистической сферах общения. Особенности речевого
этикета при дистанционном общении (SMS-сообщения,
электронная почта, телефакс и др.).
Тема 9: Употребление невербальных
средств в общении (1 ч) Теория: Роль
невербальных средств в общении, их
этикетная функция.
Практика: Использование невербальных средств (мимика, жесты,
телодвижения, язык глаз, улыбка) в общении.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антонова, Е.С. Русский язык и культура речи.: Учебник для студентов
учреждений среднего профессионального образования / Е.С. Антонова,
Т.М. Воителева. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 320 c.
2. Бондаренко, Т.А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие /
Т.А. Бондаренко, О.Г. Демченко. - М.: Омега-Л, 2013. - 159 c.
3. Водина, Н.С. Культура устной и письменной речи делового человека:
Справочник. Практикум / Н.С. Водина, А.Ю. Иванова, В.С. Клюев. М.: Флинта, Наука, 2012. - 320 c.
4. Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / И.Б.
Голуб. - М.: Логос, 201
- 432 c.
5. Черкасова, М.Н. Русский язык и культура речи: Учебное пособие /
М.Н. Черкасова, Л.Н. Черкасова. - М.: Дашков и К, 201 - 352 c.
6. Яцук, Н.Д. Культура речи: практикум / Н.Д. Яцук. - М.: Флинта, 201 92 c.