Приложение № 26 к основной образовательной программе
среднего общего образования, реализующей ФГОС
Рабочая программа факультативного курса
«Обучение написанию сочинений разных жанров»
10-11 класс
КШ «Каменск-Уральский кадетский корпус войск национальной гвардии РФ» (филиал ГБОУ СО КШИ
«Екатеринбургский корпус войск национальной гвардии Российской федерации»)
Разработала: Просвирнина Е.Н.,
учитель русского языка и литературы, 1 КК.
Каменск-Уральский, 2024 г.
Раздел I. Планируемые результаты освоения учебного предмета ..............................................................................................................3
Раздел II. Содержание учебного предмета .....................................................................................................................................................9
Раздел III. Тематическое планирование .......................................................................................................................................................10
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) образования
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Русский язык (базовый уровень). 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Чердаков Д.Н., Дунев А.И. Под общей ред.Вербицкой
Л.А. –М: Просвещение. 2019 г.
Русский язык (базовый уровень). 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Чердаков Д.Н., Дунев А.И. Под общей ред.Вербицкой
Л.А. –М: Просвещение. 2019 г.
Согласно Учебному плану ГБОУ СО КШИ «Екатеринбургский кадетский корпус», на изучение данного предмета отводится следующее
количество часов:
В гуманитарном (10 классе) – 17 (0,5 часов в неделю)
В социально-экономическом (10 классе) – 17 (0,5 часов в неделю)
В социально-экономическом (11 классе) – 34 часа (1 час в неделю)
2
Раздел I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность,
готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать
собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории,
духовных ценностей и достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
– формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и
главным фактором национального самоопределения;
– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к закону, государству и гражданскому обществу:
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному
достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире,
готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
3
– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать
первую помощь;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и
поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); –
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству,
владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных
знаниях об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
– положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;
– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным
видам трудовой деятельности.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
– физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми
безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
4
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных
действий (УУД)
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь
на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);
5
- подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты.
В результате изучения факультативного курса "Обучение написанию сочинений различных жанров»
выпускник на базовом уровне научится:
•
создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой
принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты,
сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
•
•
•
•
•
выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;
сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем
обучения;
•
использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и
аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
•
анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему,
проблему и основную мысль;
•
•
•
извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
выбирать тему, определять цель и подбирать материал для сочинения;
6
•
соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и
пунктуационные нормы русского литературного языка;
•
•
оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия
языковым нормам.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
•
анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и
уместности их употребления;
•
•
•
•
•
•
•
•
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов;
•
•
•
•
•
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной и письменной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
•
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
•
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
Выпускник на углубленном уровне научится:
•
анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления при
оценке собственной и чужой речи;
•
•
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
7
•
•
•
•
•
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов;
•
•
•
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру письма;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения; осуществлять
речевой самоконтроль;
•
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
•
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
•
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде доклада, статьи, рецензии, резюме;
проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью;
критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический текст;
осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;
использовать языковые средства с учетом вариативности современного русского языка;
проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи;
редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка;
определять пути совершенствования собственных коммуникативных способностей и культуры речи.
8
Раздел II. Содержание учебного предмета
10 класс (гуманитарный) - 17
№
1
2
3
4
Основные разделы
Теоретическая работа и анализ образцовых эссе
Практика написаний эссе на различные темы
Сочинение-рассуждение как вид творческой работы
Резервное занятие (1 час)
Количество часов
6 часов
2 часов
8 часов
1 час
Итого
17 асов
10 класс (социально-экономический) -17 часов
№
Основные разделы
Количество часов
1
Теоретическая работа и анализ образцовых эссе
6 часов
2
Практика написаний эссе на различные темы
2 часов
3
Сочинение-рассуждение как вид творческой работы
8 часов
4
Резервное занятие (1 час)
1 час
Итого 17 часов
17 часов
11 класс (социально-экономический) -34
№
Название раздела
1.
Сочинение как текст. Основные признаки текста.
2.
Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению
3.
Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе
4.
Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам
5.
Своеобразие жанров сочинений
6.
Выбор темы сочинения. Структура сочинения
7.
Сочинение-рассуждение
Общее количество часов
9
Количество часов
2
8
4
8
3
2
7
34
Раздел III. Тематическое планирование
10 класс (гуманитарный)
№
Название темы
1
Колво
часов
Содержательные единицы
1
Сочинение как текст. Основные признаки текста. Участие в
дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения
с учетом мнения оппонента, написание сочинений на основе и
по мотивам литературных произведений
•
•
•
•
Самостоятельно определяют цели
Составляют опорные конспекты.
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию
Общие требования к
составлению текста.
Сбалансированность частей
работы
1
Общие требования к составлению текста.
Сбалансированность частей работы, соответствие
определенной стилистике. Выбор темы сочинения. Выбор
эпиграфа. Цитирование. Использование цитат в сочинении.
Развернутый план работы над сочинением - рассуждением.
Сочинение - рассуждение. Рассуждение - доказательство,
рассуждение - опровержение
•
•
Самостоятельно определяют цели
•
•
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию
Соответствие определенной
стилистике, типу текста
(описание, повествование,
рассуждение)
1
Работа над текстом художественного произведения при
подготовке к сочинению. Художественная литература как
искусство слова. Отбор и систематизация фактического
материала к темам сочинений.
•
•
Самостоятельно определяют цели
Пишут вступления к проблемнообобщающим темам по русской
литературе ХIX- ХХ вв. Запись
предложенных вариантов, обсуждение
собственных
•
•
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию.
Сочинение как текст.
Основные признаки текста
2
3
10 класс (социально-экономический)
Виды деятельности обучающихся
(из Стандарта)
10
Составляют планы сочинений на данную
тему. Тезисы – аргументы.
4
5
6
7
Выбор темы сочинения. Тема
сочинения как доказательство
или опровержение
Выбор эпиграфа к сочинению.
Цитирование. Использование
цитат в сочинении.
Работа над текстом
художественного
произведения при подготовке
к сочинению.
Отбор материала,
систематизация фактического
материала
1
1
Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные
средства его воплощения; определение мотивов поступков героев
и сущности конфликта.
Выявление языковых средств художественной образности и
Самостоятельно определяют цели
определение их роли в раскрытии идейно - тематического
содержания произведения. Участие в
дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с
учетом мнения оппонента. Подготовка докладов; написание
сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Пишут вступления к проблемнообобщающим темам по русской
литературе ХIX- ХХ вв.
Запись предложенных вариантов,
обсуждение собственных.
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию
Отбор материала, систематизация фактического материала,
планирование будущего текста.
Самостоятельно определяют цели
Предлагают аргументы к разным
направлениям, записывают,
обсуждают.
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию
Самостоятельно определяют цели
Предлагают аргументы к разным
направлениям, записывают,
обсуждают.
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию
Художественная литература как искусство слова.
1
1
Художественный образ. Содержание и форма
Отбор материала, систематизация фактического материала,
планирование будущего текста. Авторская позиция. Тема. Идея.
Проблематика. Сюжет.
11
Самостоятельно определяют
цели
Предлагают аргументы к
разным направлениям,
записывают, обсуждают.
8
Планирование будущего текста.
Виды планов к сочинению.
Развернутый план работы над
сочинением – рассуждением.
1
Композиция. Стадии развития действия: экспозиция,
завязка, кульминация, развязка, эпилог. Структура
сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды
вступлений (историческое, историко-литературное,
аналитическое или проблемное, биографическое,
Самостоятельно определяют
цели
Обсуждают предложенный
материал, записывают.
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию
Самостоятельно
сравнительное, публицистическое, лирическое).
Заключительная часть сочинения.
9
Теоретико-литературные
понятия. И их роль в
сочинении. Основные
литературоведческие понятия в
формулировках тем сочинений
1
Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к
экзаменам по литературе. Основные
литературоведческие понятия в формулировках тем
сочинений.
Историко-литературный процесс. Литературные направления и
течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм,
модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты
жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ
веков. Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры
литературы: роман, роман - эпопея, повесть, рассказ, очерк,
притча; поэма, баллада; лирическое
стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет;
комедия, трагедия, драма.
12
определяют
цели
Пишут сочинение.
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию
10
Актуальные
литературоведческие,
обществоведческие термины.
1
Основные литературоведческие понятия в
формулировках тем сочинений.
Самостоятельно
определяют
цели
Пишут сочинение.
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию
Основные литературоведческие понятия в
формулировках тем сочинений.
Язык художественного произведения.
Самостоятельно определяют
цели
Рецензируют сочинения,
написанные учащимися.
Редакторская правка.
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию
Составление таблиц терминов (литературоведческих,
обществоведческих), анализ формулировок тем сочинений,
в которых есть термины; анализ сочинений; составление
плана сочинения, подбор фактического материала
11
Своеобразие жанров:
литературно - критическая
статья, рецензия, эссе, очерк.
1
Изобразительно-выразительные средства в художественном
произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия.
Гипербола. Аллегория. Стиль.
12
13
Классификация сочинений по
проблематике, тематике и
жанрам
Зависимость структуры
сочинения от его типа.
1
Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные
средства его воплощения; определение мотивов поступков
героев и сущности конфликта.
Выявление языковых средств художественной образности и
определение их роли в раскрытии идейно - тематического
содержания произведения.
Самостоятельно определяют
цели
Читают и обсуждают тексты,
записывают
проанализированные эпизоды.
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию
Самостоятельно определяют
цели
Составляют памятки: Как
избежать ошибок в сочинении.
Выполняют тренировочные
13
упражнения.
14
15
16
17
Сочинение-рассуждение.
Рассуждение-доказательство.
Обоснование тезиса.
Аргументы. Способ
доказывания
1
Рассуждение-опровержение.
Способы опровержения
1
Аргументы из жизненного
опыта и из литературных
произведений.
Работа над
совершенствованием
написанного.
Классификация сочинений по проблематике
Самостоятельно
определяют
цели
1
1
Классификация сочинений по тематике и жанра. Подбор тем
сочинений, анализ тем сочинений
Создание коллективного плана сочинения любого жанра,
анализ сочинений, отбор фактического материала и его
структурирование в зависимости от жанра
Создание коллективного плана сочинения любого жанра,
анализ сочинений, отбор фактического материала и его
структурирование в зависимости от жанра
14
Пишут сочинение.
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию
Самостоятельно
определяют
цели
Пишут сочинение.
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию
Самостоятельно определяют
цели
Рецензируют сочинения,
написанные учащимися.
Редакторская правка.
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию
Самостоятельно определяют
цели
Рецензируют сочинения,
написанные учащимися.
Редакторская правка.
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию
Итого: 17 часов
11 класс (социально-экономический)
№
1
2
3
Название темы
Повторение. Сочинение как
текст. Классификация
сочинений.
Знакомство с эссе как
литературным произведением
Определение признаков жанра
на конкретных примерах
Колво
часов
Содержательные единицы
1
Сочинение как текст. Основные признаки текста. Общие
требования к составлению текста. Сбалансированность частей
работы, соответствие определенной стилистике.
1
1
Виды деятельности обучающихся
(из Стандарта)
•
•
Самостоятельно определяют цели
•
•
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию
Классификация сочинений по проблематике, тематике и
жанрам. Своеобразие жанров: литературно-критическая статья,
рецензия, эссе, очерк, дневник, путешествие, сочинениехарактеристика, литературный портрет.
Зависимость структуры сочинения от его типа.
•
•
Самостоятельно определяют цели
•
•
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию
Своеобразие жанров: литературно-критическая статья,
рецензия, эссе, очерк, дневник, путешествие, сочинениехарактеристика, литературный портрет. Зависимость
•
•
Самостоятельно определяют цели
структуры сочинения от его типа
•
•
Подводят итоги
15
Участвуют в беседе, записывают выводы
и требования к написанию текста.
Слушают лекцию учителя, принимают
участие в беседе и ее записывают;
составляют план, опорную таблицу.
Работают со средствами связи
предложений по текстам ЕГЭ
Осуществляют рефлексию
4
5
6
Выявление зависимости формы
эссе и его языкового
воплощения от задачи и
адресата автора.
Творческие возможности
различных авторов в рамках
одного жанра и
Рецензия на авторские эссе и
ученические эссе.
1
Зависимость структуры сочинения от его типа.
Самостоятельно определяют
цели
Отбирают и систематизируют
фактический материала по
темам сочинений.
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию
Самостоятельно определяют
цели
Составляют таблицу терминов:
литературоведческих и
обществоведческих, включают
их в части сочинения –
рассуждения.
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию
Самостоятельно определяют
цели
Продолжают составление
таблицы терминов.
Работают с текстами и
риторическими средствами в
них.
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию
Самостоятельно определяют
цели
Продолжают составление
таблицы терминов.
Работают с текстами и
1
1
Зависимость структуры сочинения от его типа.
Стилистика сочинения. Редактирования и рецензирование,
анализ сочинения.
7
Тексты о национальных
отношениях (проблема
единства народов и культур,
проблема толерантности)
1
Стилистика сочинения. Редактирования и рецензирование,
анализ сочинения.
16
риторическими средствами в
них.
8
Тексты о войне (проблема
героизма и патриотизма,
антигуманная сущность
войны,)
1
Отбор материала, систематизация фактического материала,
планирование будущего текста.
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию
Самостоятельно определяют
цели
Продолжают составление
таблицы терминов.
Работают с текстами и
риторическими средствами в
них.
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию
Самостоятельно определяют
цели
Продолжают составление
таблицы терминов.
Работают с текстами и
риторическими средствами в
них.
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию
Самостоятельно определяют
цели
Продолжают составление
таблицы терминов.
Работают с текстами и
риторическими средствами в
9
Тексты о войне (проблема
сохранения человечности на
войне)
1
Отбор материала, систематизация фактического материала,
планирование будущего текста.
10
Тексты о природе (проблема
негативного
1
Отбор материала, систематизация фактического материала,
планирование будущего текста.
17
них.
11
12
Тексты о природе (проблема
духовного родства человека и
природы, проблемы
экологического характера)
Тексты патриотического
характера. «Умом Россию не
понять…»
1
Отбор материала, систематизация фактического материала,
планирование будущего текста.
1
Отбор материала, систематизация фактического материала,
планирование будущего текста.
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию
Самостоятельно определяют
цели
Продолжают составление
таблицы терминов. Работают с
текстами и риторическими
средствами в них.
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию
Самостоятельно определяют
цели
Анализируют сочинения,
отбирают фактический материал
и его структурируют.
Подводят итоги
13
Тексты социальнонравственной проблематики
(проблема активной
гражданской позиции,
проблема ответственности)
1
Сочинение как текст. Основные признаки текста. Общие
требования к составлению текста. Сбалансированность частей
работы, соответствие определенной стилистике.
Осуществляют
рефлексию
Самостоятельно определяют
цели
Составляют список эпизодов,
которые нужны для понимания
смысла произведения 19-20
веков.
Создают сочинение – анализ
эпизода.
18
14
Тексты социальнонравственной проблематики
1
Отбор материала, систематизация фактического материала,
планирование будущего текста.
(проблема милосердия)
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию
Самостоятельно определяют
цели
Составляют список эпизодов,
анализ которых значим для
понимания смысла
произведений 19-20 веков.
Создают сочинение – анализ
эпизода.
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию
15
Редактирование написанного.
Работа по стилистике и
культуре речи
1
Анализ ошибок, правка готовых сочинений, написание
рецензий. Стилистика сочинения. Редактирования и
рецензирование, анализ сочинения.
Самостоятельно определяют цели
Практическое занятие (по восприятию,
истолкованию и оценке
художественного текста).
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию
16
17
Жанровые особенности
сочинения-рассуждения
Разница между сочинением рассуждением и эссе.
Значимость
цитат
сочинениях- рассуждениях
1
Развернутый план работы над сочинениемрассуждением.
Сочинение - рассуждение.
Составляют план и конспект статьи.
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию
в
1
Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование.
Использование цитат в сочинении. Развернутый план работы
над сочинением-рассуждением. Сочинение - рассуждение.
Рассуждение-доказательство, рассуждение-опровержение.
19
Самостоятельно определяют цели
Создают сочинение – анализ эпизода.
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию
18
Проблема текста. Виды
проблем. Способы выявления
проблем. Основная проблема.
1
Основные признаки текста. Общие требования к составлению
текста. Сбалансированность частей работы, соответствие
определенной стилистике.
Формулировка проблемы
Работа над текстом художественного произведения при
подготовке к сочинению. Отбор материала, систематизация
фактического материала, планирование будущего текста.
19
Комментирование проблемы
как аналитико-синтетическая
работа с текстом.
1
Практическая работа.
Формулировка проблем разных
текстов.
1
Комментарий к ним.
21
Выявление и формулировка
авторской
позиции.
Оценочный характер
1
Создают сочинение – анализ эпизода.
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию
Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к
экзаменам по литературе. Основные
литературоведческие понятия в формулировках тем
сочинений. Типы комментирования.
Самостоятельно определяют
цели
Создают сочинение.
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию
Работа над текстом художественного произведения при
подготовке к сочинению. Отбор материала, систематизация
фактического материала, планирование будущего текста.
Общие требования к составлению текста. Сбалансированность
частей работы, соответствие определенной стилистике.
Самостоятельно определяют
Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к
экзаменам по литературе. Основные
литературоведческие понятия в формулировках тем
сочинений. Авторская позиция.
Типы комментирования.
20
Самостоятельно определяют цели
авторской позиции. Разница
между проблемой и позицией.
цели
Создают сочинение.
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию
Самостоятельно определяют
цели
стихотворения
20
Создают сочинение - анализ
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию
22
Аргументация собственной
позиции и основные виды
аргументации.
1
Логические аргументы.
Иллюстративные аргументы.
Ссылки на авторитет.
23
24
Работа над композицией.
Основные виды
вступительной и
заключительной части.
Критерии оценивания
сочинения-рассуждения.
Проверка и редактирование
сочинения.
1
Подбор произведений в работе
над сочинением.
1
Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к
экзаменам по литературе. Основные
литературоведческие понятия в формулировках тем
сочинений. Развернутый план работы над сочинениемрассуждением. Структура сочинения. Анализ эпизода.
Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды
вступлений (историческое, историко-литературное,
аналитическое)
Обобщающие сочинения-рассуждения по нескольким
произведениям разных писателей. Принцип построения
сочинения обзорного характера. Работа над текстом
художественного произведения при подготовке к сочинению.
Отбор материала, систематизация фактического материала,
планирование будущего текста.
21
Самостоятельно определяют
цели
Создают сочинение.
Рецензируют сочинения,
написанные учащимися.
Проводят редакторскую правку.
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию
Самостоятельно
определяют
цели
Создают сочинение.
Рецензируют
сочинения,
написанные учащимися.
Редакторская правка.
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию
Самостоятельно определяют
цели
Выбирают темы сочинения,
Осуществляют обоснование,
подбор эпиграфа, составление
планов, написание вступления и
заключения в зависимости от
жанра.
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию
25
26
Написание сочиненийрассуждений по текстам о
языке и языковой культуре
(проблема влияния массовой
культуры на язык)
Написание сочиненийрассуждений по текстам о
языке и языковой культуре
(проблема заимствования)
1
1
Общие требования к составлению текста.
Сбалансированность частей работы, соответствие
определенной стилистике. Выбор эпиграфа. Цитирование.
Использование цитат в сочинении.
Развернутый план работы над сочинением-рассуждением.
Сочинение - рассуждение.
Самостоятельно определяют
цели
Обсуждают предложенные
тексты, готовятся к собственной
работе.
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию
Самостоятельно определяют
цели
Записывают требования и
критериев оценивания итогового
сочинения.
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию
27
28
Написание сочиненийрассуждений по текстам о
чести и долге, гуманизме
Написание сочиненийрассуждений по текстам о
милосердии.
1
Сочинение - рассуждение.
Самостоятельно определяют
цели
Анализируют планы,
составляют таблицу,
представляющую сравнение
двух образов, формулируют
тему по творчеству одного
писателя, двух писателей.
Подводят итоги.
Осуществляют рефлексию
Самостоятельно определяют
цели
Анализируют планы,
составляют таблицу,
представляющую сравнение
двух образов, формулируют
тему по творчеству одного
1
Рассуждение-доказательство, рассуждение-опровержение.
22
писателя, двух писателей.
29
30
31
Написание сочинениярассуждения по исходным
текстам о взаимоотношениях в
семье.
Написание сочинениярассуждения по исходным
текстам о любви и дружбе.
Эмоционально - эстетическая
сторона сочинения
1
Вступительная часть сочинения.
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию
Самостоятельно определяют
цели
Виды вступлений (историческое, историко-литературное,
аналитическое или проблемное, биографическое,
сравнительное, публицистическое, лирическое).
1
Заключительная часть сочинения.
обсуждают вступительную часть
сочинения.
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию
Самостоятельно определяют
цели
Рецензируют сочинения,
написанные учащимися.
Редакторская правка.
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию
Самостоятельно определяют
цели
Отрабатывают теоретический
материал по теме "Сочинениерассуждение".
1
Стилистика сочинения. Анализ эпизода. Схема анализа
эпизода. Работа над эпизодом при анализе художественного
произведения
23
Записывают в тетради,
32
33
34
Практическое занятие.
Собственный эмоциональный
настрой (убежденность,
богатство мысли, подача их,
лексическое богатство).
1
Практическое занятие.
Введение в сочинение
элементов художественного
текста (ключевые слова,
цитирование, переложение
текста, литературная
композиция, монтаж).
1
Приемы правки сочинения.
Работа над
совершенствованием
написанного.
Работа над текстом художественного произведения при
подготовке к сочинению. Отбор материала, систематизация
фактического материала, планирование будущего текста.
Классификация сочинений по проблематике, тематике и
жанрам. Своеобразие жанров: литературно-критическая статья,
рецензия, эссе, очерк, дневник, путешествие, сочинениехарактеристика, литературный портрет. Зависимость
структуры сочинения от его типа.
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию
Работа над текстом художественного произведения при
подготовке к сочинению.
Самостоятельно определяют
цели
Отрабатывают теоретический
материал по теме "Сочинениерассуждение".
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию
Самостоятельно определяют
Отбор материала, систематизация фактического материала,
планирование будущего текста.
Цитирование. Использование цитат в сочинении.
Стилистика
сочинения.
Редактирования
и
рецензирование, анализ сочинения.
Итого: 34 часа.
24
Отрабатывают теоретический
материал по теме "Сочинениерассуждение»
цели
Отрабатывают материал по
теме "Сочинение-рассуждение".
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию