10-11_Написание сочинений 2024-2025

Приложение № 26 к основной образовательной программе
среднего общего образования, реализующей ФГОС

Рабочая программа факультативного курса
«Обучение написанию сочинений разных жанров»
10-11 класс
КШ «Каменск-Уральский кадетский корпус войск национальной гвардии РФ» (филиал ГБОУ СО КШИ
«Екатеринбургский корпус войск национальной гвардии Российской федерации»)

Разработала: Просвирнина Е.Н.,
учитель русского языка и литературы, 1 КК.

Каменск-Уральский, 2024 г.

Раздел I. Планируемые результаты освоения учебного предмета ..............................................................................................................3
Раздел II. Содержание учебного предмета .....................................................................................................................................................9
Раздел III. Тематическое планирование .......................................................................................................................................................10
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) образования
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Русский язык (базовый уровень). 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Чердаков Д.Н., Дунев А.И. Под общей ред.Вербицкой
Л.А. –М: Просвещение. 2019 г.
Русский язык (базовый уровень). 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Чердаков Д.Н., Дунев А.И. Под общей ред.Вербицкой
Л.А. –М: Просвещение. 2019 г.
Согласно Учебному плану ГБОУ СО КШИ «Екатеринбургский кадетский корпус», на изучение данного предмета отводится следующее
количество часов:
В гуманитарном (10 классе) – 17 (0,5 часов в неделю)
В социально-экономическом (10 классе) – 17 (0,5 часов в неделю)
В социально-экономическом (11 классе) – 34 часа (1 час в неделю)

2

Раздел I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность,
готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать
собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории,
духовных ценностей и достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
– формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и
главным фактором национального самоопределения;
– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к закону, государству и гражданскому обществу:
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному
достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире,
готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

3

– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать
первую помощь;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и
поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); –
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству,
владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных
знаниях об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
– положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;
– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным
видам трудовой деятельности.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
– физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми
безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.

4

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных
действий (УУД)
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь
на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);
5

- подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Предметные результаты.
В результате изучения факультативного курса "Обучение написанию сочинений различных жанров»
выпускник на базовом уровне научится:
•

создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой
принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты,
сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);

•
•
•
•
•

выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;
сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем
обучения;

•

использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и
аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

•

анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему,
проблему и основную мысль;

•
•
•

извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
выбирать тему, определять цель и подбирать материал для сочинения;
6

•

соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и
пунктуационные нормы русского литературного языка;

•
•

оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия
языковым нормам.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
•

анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и
уместности их употребления;

•
•
•
•
•
•
•
•

комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов;

•
•
•
•
•

создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной и письменной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

•

использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;

•

оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
Выпускник на углубленном уровне научится:

•

анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления при
оценке собственной и чужой речи;

•
•

комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
7

•
•
•
•
•

выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов;

•
•
•

создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру письма;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения; осуществлять
речевой самоконтроль;

•

использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;

•

оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).

•

Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:

•
•
•
•
•
•
•
•
•

анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде доклада, статьи, рецензии, резюме;
проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью;
критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический текст;
осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;
использовать языковые средства с учетом вариативности современного русского языка;
проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи;
редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка;
определять пути совершенствования собственных коммуникативных способностей и культуры речи.

8

Раздел II. Содержание учебного предмета
10 класс (гуманитарный) - 17
№
1
2
3
4

Основные разделы
Теоретическая работа и анализ образцовых эссе
Практика написаний эссе на различные темы
Сочинение-рассуждение как вид творческой работы
Резервное занятие (1 час)

Количество часов
6 часов
2 часов
8 часов
1 час

Итого

17 асов

10 класс (социально-экономический) -17 часов
№

Основные разделы

Количество часов

1

Теоретическая работа и анализ образцовых эссе

6 часов

2

Практика написаний эссе на различные темы

2 часов

3

Сочинение-рассуждение как вид творческой работы

8 часов

4

Резервное занятие (1 час)

1 час

Итого 17 часов

17 часов

11 класс (социально-экономический) -34
№
Название раздела
1.
Сочинение как текст. Основные признаки текста.
2.
Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению
3.
Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе
4.
Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам
5.
Своеобразие жанров сочинений
6.
Выбор темы сочинения. Структура сочинения
7.
Сочинение-рассуждение
Общее количество часов

9

Количество часов
2
8
4
8
3
2
7
34

Раздел III. Тематическое планирование
10 класс (гуманитарный)
№

Название темы

1

Колво
часов

Содержательные единицы

1

Сочинение как текст. Основные признаки текста. Участие в
дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения
с учетом мнения оппонента, написание сочинений на основе и
по мотивам литературных произведений

•
•
•
•

Самостоятельно определяют цели
Составляют опорные конспекты.
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию

Общие требования к
составлению текста.
Сбалансированность частей
работы

1

Общие требования к составлению текста.
Сбалансированность частей работы, соответствие
определенной стилистике. Выбор темы сочинения. Выбор
эпиграфа. Цитирование. Использование цитат в сочинении.
Развернутый план работы над сочинением - рассуждением.
Сочинение - рассуждение. Рассуждение - доказательство,
рассуждение - опровержение

•
•

Самостоятельно определяют цели

•
•

Подводят итоги
Осуществляют рефлексию

Соответствие определенной
стилистике, типу текста
(описание, повествование,
рассуждение)

1

Работа над текстом художественного произведения при
подготовке к сочинению. Художественная литература как
искусство слова. Отбор и систематизация фактического
материала к темам сочинений.

•
•

Самостоятельно определяют цели
Пишут вступления к проблемнообобщающим темам по русской
литературе ХIX- ХХ вв. Запись
предложенных вариантов, обсуждение
собственных

•
•

Подводят итоги
Осуществляют рефлексию.

Сочинение как текст.
Основные признаки текста

2

3

10 класс (социально-экономический)
Виды деятельности обучающихся

(из Стандарта)

10

Составляют планы сочинений на данную
тему. Тезисы – аргументы.

4

5

6

7

Выбор темы сочинения. Тема
сочинения как доказательство
или опровержение

Выбор эпиграфа к сочинению.
Цитирование. Использование
цитат в сочинении.

Работа над текстом
художественного
произведения при подготовке
к сочинению.

Отбор материала,
систематизация фактического
материала

1

1

Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные
средства его воплощения; определение мотивов поступков героев
и сущности конфликта.
Выявление языковых средств художественной образности и



Самостоятельно определяют цели



определение их роли в раскрытии идейно - тематического
содержания произведения. Участие в
дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с
учетом мнения оппонента. Подготовка докладов; написание
сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.



Пишут вступления к проблемнообобщающим темам по русской
литературе ХIX- ХХ вв.
Запись предложенных вариантов,
обсуждение собственных.
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию

Отбор материала, систематизация фактического материала,
планирование будущего текста.







Самостоятельно определяют цели
Предлагают аргументы к разным
направлениям, записывают,
обсуждают.



Подводят итоги



Осуществляют рефлексию




Самостоятельно определяют цели
Предлагают аргументы к разным
направлениям, записывают,
обсуждают.



Подводят итоги



Осуществляют рефлексию

Художественная литература как искусство слова.

1

1

Художественный образ. Содержание и форма

Отбор материала, систематизация фактического материала,
планирование будущего текста. Авторская позиция. Тема. Идея.
Проблематика. Сюжет.

11




Самостоятельно определяют
цели
Предлагают аргументы к
разным направлениям,
записывают, обсуждают.

8

Планирование будущего текста.
Виды планов к сочинению.
Развернутый план работы над
сочинением – рассуждением.

1

Композиция. Стадии развития действия: экспозиция,
завязка, кульминация, развязка, эпилог. Структура
сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды
вступлений (историческое, историко-литературное,
аналитическое или проблемное, биографическое,




Самостоятельно определяют
цели
Обсуждают предложенный
материал, записывают.




Подводят итоги
Осуществляют рефлексию



Самостоятельно

сравнительное, публицистическое, лирическое).
Заключительная часть сочинения.
9

Теоретико-литературные
понятия. И их роль в
сочинении. Основные
литературоведческие понятия в
формулировках тем сочинений

1

Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к
экзаменам по литературе. Основные
литературоведческие понятия в формулировках тем
сочинений.
Историко-литературный процесс. Литературные направления и
течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм,
модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты
жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ
веков. Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры
литературы: роман, роман - эпопея, повесть, рассказ, очерк,
притча; поэма, баллада; лирическое
стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет;
комедия, трагедия, драма.

12

определяют

цели


Пишут сочинение.




Подводят итоги
Осуществляют рефлексию

10

Актуальные
литературоведческие,
обществоведческие термины.

1

Основные литературоведческие понятия в
формулировках тем сочинений.



Самостоятельно

определяют

цели


Пишут сочинение.




Подводят итоги
Осуществляют рефлексию

Основные литературоведческие понятия в



формулировках тем сочинений.



Язык художественного произведения.





Самостоятельно определяют
цели
Рецензируют сочинения,
написанные учащимися.
Редакторская правка.
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию

Составление таблиц терминов (литературоведческих,
обществоведческих), анализ формулировок тем сочинений,
в которых есть термины; анализ сочинений; составление
плана сочинения, подбор фактического материала

11

Своеобразие жанров:
литературно - критическая
статья, рецензия, эссе, очерк.

1

Изобразительно-выразительные средства в художественном
произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия.
Гипербола. Аллегория. Стиль.
12

13

Классификация сочинений по
проблематике, тематике и
жанрам

Зависимость структуры
сочинения от его типа.

1

Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные
средства его воплощения; определение мотивов поступков
героев и сущности конфликта.

Выявление языковых средств художественной образности и
определение их роли в раскрытии идейно - тематического
содержания произведения.





Самостоятельно определяют
цели
Читают и обсуждают тексты,
записывают
проанализированные эпизоды.
Подводят итоги



Осуществляют рефлексию



Самостоятельно определяют
цели
Составляют памятки: Как
избежать ошибок в сочинении.
Выполняют тренировочные






13

упражнения.

14

15

16

17

Сочинение-рассуждение.
Рассуждение-доказательство.
Обоснование тезиса.
Аргументы. Способ
доказывания

1

Рассуждение-опровержение.
Способы опровержения

1

Аргументы из жизненного
опыта и из литературных
произведений.

Работа над
совершенствованием
написанного.

Классификация сочинений по проблематике



Самостоятельно

определяют

цели

1

1

Классификация сочинений по тематике и жанра. Подбор тем
сочинений, анализ тем сочинений

Создание коллективного плана сочинения любого жанра,
анализ сочинений, отбор фактического материала и его
структурирование в зависимости от жанра

Создание коллективного плана сочинения любого жанра,
анализ сочинений, отбор фактического материала и его
структурирование в зависимости от жанра

14



Пишут сочинение.




Подводят итоги
Осуществляют рефлексию





Самостоятельно
определяют
цели
Пишут сочинение.
Подводят итоги



Осуществляют рефлексию



Самостоятельно определяют
цели



Рецензируют сочинения,
написанные учащимися.




Редакторская правка.
Подводят итоги



Осуществляют рефлексию






Самостоятельно определяют
цели
Рецензируют сочинения,
написанные учащимися.
Редакторская правка.
Подводят итоги



Осуществляют рефлексию



Итого: 17 часов

11 класс (социально-экономический)
№

1

2

3

Название темы

Повторение. Сочинение как
текст. Классификация
сочинений.

Знакомство с эссе как
литературным произведением

Определение признаков жанра
на конкретных примерах

Колво
часов

Содержательные единицы

1

Сочинение как текст. Основные признаки текста. Общие
требования к составлению текста. Сбалансированность частей
работы, соответствие определенной стилистике.

1

1

Виды деятельности обучающихся

(из Стандарта)

•
•

Самостоятельно определяют цели

•
•

Подводят итоги
Осуществляют рефлексию

Классификация сочинений по проблематике, тематике и
жанрам. Своеобразие жанров: литературно-критическая статья,
рецензия, эссе, очерк, дневник, путешествие, сочинениехарактеристика, литературный портрет.
Зависимость структуры сочинения от его типа.

•
•

Самостоятельно определяют цели

•
•

Подводят итоги
Осуществляют рефлексию

Своеобразие жанров: литературно-критическая статья,
рецензия, эссе, очерк, дневник, путешествие, сочинениехарактеристика, литературный портрет. Зависимость

•
•

Самостоятельно определяют цели

структуры сочинения от его типа

•
•

Подводят итоги

15

Участвуют в беседе, записывают выводы
и требования к написанию текста.

Слушают лекцию учителя, принимают
участие в беседе и ее записывают;
составляют план, опорную таблицу.

Работают со средствами связи
предложений по текстам ЕГЭ
Осуществляют рефлексию

4

5

6

Выявление зависимости формы
эссе и его языкового
воплощения от задачи и
адресата автора.

Творческие возможности
различных авторов в рамках
одного жанра и

Рецензия на авторские эссе и
ученические эссе.

1

Зависимость структуры сочинения от его типа.





Самостоятельно определяют
цели
Отбирают и систематизируют
фактический материала по
темам сочинений.
Подводят итоги



Осуществляют рефлексию



Самостоятельно определяют
цели





Составляют таблицу терминов:
литературоведческих и
обществоведческих, включают
их в части сочинения –
рассуждения.
Подводят итоги



Осуществляют рефлексию





Самостоятельно определяют
цели
Продолжают составление
таблицы терминов.
Работают с текстами и
риторическими средствами в
них.
Подводят итоги



Осуществляют рефлексию



Самостоятельно определяют
цели
Продолжают составление
таблицы терминов.
Работают с текстами и



1

1

Зависимость структуры сочинения от его типа.

Стилистика сочинения. Редактирования и рецензирование,
анализ сочинения.




7

Тексты о национальных
отношениях (проблема
единства народов и культур,
проблема толерантности)

1

Стилистика сочинения. Редактирования и рецензирование,
анализ сочинения.




16

риторическими средствами в
них.

8

Тексты о войне (проблема
героизма и патриотизма,
антигуманная сущность
войны,)

1

Отбор материала, систематизация фактического материала,
планирование будущего текста.



Подводят итоги



Осуществляют рефлексию





Самостоятельно определяют
цели
Продолжают составление
таблицы терминов.
Работают с текстами и
риторическими средствами в
них.
Подводят итоги



Осуществляют рефлексию





Самостоятельно определяют
цели
Продолжают составление
таблицы терминов.
Работают с текстами и
риторическими средствами в
них.
Подводят итоги



Осуществляют рефлексию



Самостоятельно определяют
цели
Продолжают составление
таблицы терминов.
Работают с текстами и
риторическими средствами в




9

Тексты о войне (проблема
сохранения человечности на
войне)

1

Отбор материала, систематизация фактического материала,
планирование будущего текста.




10

Тексты о природе (проблема
негативного

1

Отбор материала, систематизация фактического материала,
планирование будущего текста.




17

них.

11

12

Тексты о природе (проблема
духовного родства человека и
природы, проблемы
экологического характера)

Тексты патриотического
характера. «Умом Россию не
понять…»

1

Отбор материала, систематизация фактического материала,
планирование будущего текста.

1

Отбор материала, систематизация фактического материала,
планирование будущего текста.



Подводят итоги



Осуществляют рефлексию





Самостоятельно определяют
цели
Продолжают составление
таблицы терминов. Работают с
текстами и риторическими
средствами в них.
Подводят итоги



Осуществляют рефлексию



Самостоятельно определяют
цели
Анализируют сочинения,
отбирают фактический материал
и его структурируют.
Подводят итоги







13

Тексты социальнонравственной проблематики
(проблема активной
гражданской позиции,
проблема ответственности)

1

Сочинение как текст. Основные признаки текста. Общие
требования к составлению текста. Сбалансированность частей
работы, соответствие определенной стилистике.



Осуществляют
рефлексию



Самостоятельно определяют
цели
Составляют список эпизодов,
которые нужны для понимания
смысла произведения 19-20
веков.
Создают сочинение – анализ
эпизода.





18

14

Тексты социальнонравственной проблематики

1

Отбор материала, систематизация фактического материала,
планирование будущего текста.

(проблема милосердия)



Подводят итоги



Осуществляют рефлексию





Самостоятельно определяют
цели
Составляют список эпизодов,
анализ которых значим для
понимания смысла
произведений 19-20 веков.
Создают сочинение – анализ
эпизода.
Подводят итоги



Осуществляют рефлексию





15

Редактирование написанного.
Работа по стилистике и
культуре речи

1

Анализ ошибок, правка готовых сочинений, написание
рецензий. Стилистика сочинения. Редактирования и
рецензирование, анализ сочинения.

Самостоятельно определяют цели
Практическое занятие (по восприятию,
истолкованию и оценке
художественного текста).
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию

16

17

Жанровые особенности
сочинения-рассуждения
Разница между сочинением рассуждением и эссе.

Значимость
цитат
сочинениях- рассуждениях

1

Развернутый план работы над сочинениемрассуждением.
Сочинение - рассуждение.

Составляют план и конспект статьи.
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию

в

1

Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование.
Использование цитат в сочинении. Развернутый план работы
над сочинением-рассуждением. Сочинение - рассуждение.
Рассуждение-доказательство, рассуждение-опровержение.

19

Самостоятельно определяют цели
Создают сочинение – анализ эпизода.
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию

18

Проблема текста. Виды
проблем. Способы выявления
проблем. Основная проблема.

1

Основные признаки текста. Общие требования к составлению
текста. Сбалансированность частей работы, соответствие
определенной стилистике.

Формулировка проблемы
Работа над текстом художественного произведения при
подготовке к сочинению. Отбор материала, систематизация
фактического материала, планирование будущего текста.

19

Комментирование проблемы
как аналитико-синтетическая
работа с текстом.

1

Практическая работа.
Формулировка проблем разных
текстов.

1

Комментарий к ним.

21

Выявление и формулировка
авторской
позиции.
Оценочный характер

1

Создают сочинение – анализ эпизода.
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию

Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к
экзаменам по литературе. Основные
литературоведческие понятия в формулировках тем
сочинений. Типы комментирования.



Самостоятельно определяют
цели



Создают сочинение.




Подводят итоги
Осуществляют рефлексию

Работа над текстом художественного произведения при
подготовке к сочинению. Отбор материала, систематизация
фактического материала, планирование будущего текста.
Общие требования к составлению текста. Сбалансированность
частей работы, соответствие определенной стилистике.



Самостоятельно определяют

Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к
экзаменам по литературе. Основные
литературоведческие понятия в формулировках тем
сочинений. Авторская позиция.

Типы комментирования.
20

Самостоятельно определяют цели

авторской позиции. Разница
между проблемой и позицией.

цели


Создают сочинение.




Подводят итоги
Осуществляют рефлексию



Самостоятельно определяют
цели



стихотворения



20

Создают сочинение - анализ
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию

22

Аргументация собственной
позиции и основные виды
аргументации.

1

Логические аргументы.
Иллюстративные аргументы.
Ссылки на авторитет.

23

24

Работа над композицией.
Основные виды
вступительной и
заключительной части.
Критерии оценивания
сочинения-рассуждения.
Проверка и редактирование
сочинения.

1

Подбор произведений в работе
над сочинением.

1

Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к
экзаменам по литературе. Основные
литературоведческие понятия в формулировках тем
сочинений. Развернутый план работы над сочинениемрассуждением. Структура сочинения. Анализ эпизода.

Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды
вступлений (историческое, историко-литературное,
аналитическое)

Обобщающие сочинения-рассуждения по нескольким
произведениям разных писателей. Принцип построения
сочинения обзорного характера. Работа над текстом
художественного произведения при подготовке к сочинению.
Отбор материала, систематизация фактического материала,
планирование будущего текста.

21




Самостоятельно определяют
цели
Создают сочинение.



Рецензируют сочинения,
написанные учащимися.






Проводят редакторскую правку.
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию
Самостоятельно
определяют
цели



Создают сочинение.



Рецензируют
сочинения,
написанные учащимися.





Редакторская правка.
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию





Самостоятельно определяют
цели
Выбирают темы сочинения,
Осуществляют обоснование,
подбор эпиграфа, составление
планов, написание вступления и
заключения в зависимости от
жанра.
Подводят итоги



Осуществляют рефлексию




25

26

Написание сочиненийрассуждений по текстам о
языке и языковой культуре
(проблема влияния массовой
культуры на язык)

Написание сочиненийрассуждений по текстам о
языке и языковой культуре
(проблема заимствования)

1

1

Общие требования к составлению текста.
Сбалансированность частей работы, соответствие
определенной стилистике. Выбор эпиграфа. Цитирование.
Использование цитат в сочинении.

Развернутый план работы над сочинением-рассуждением.
Сочинение - рассуждение.




Самостоятельно определяют
цели
Обсуждают предложенные
тексты, готовятся к собственной
работе.




Подводят итоги
Осуществляют рефлексию



Самостоятельно определяют
цели
Записывают требования и
критериев оценивания итогового
сочинения.
Подводят итоги
Осуществляют рефлексию





27

28

Написание сочиненийрассуждений по текстам о
чести и долге, гуманизме

Написание сочиненийрассуждений по текстам о
милосердии.

1



Сочинение - рассуждение.



Самостоятельно определяют
цели
Анализируют планы,
составляют таблицу,
представляющую сравнение
двух образов, формулируют
тему по творчеству одного
писателя, двух писателей.
Подводят итоги.



Осуществляют рефлексию



Самостоятельно определяют
цели
Анализируют планы,
составляют таблицу,
представляющую сравнение
двух образов, формулируют
тему по творчеству одного



1

Рассуждение-доказательство, рассуждение-опровержение.



22

писателя, двух писателей.

29

30

31

Написание сочинениярассуждения по исходным
текстам о взаимоотношениях в
семье.

Написание сочинениярассуждения по исходным
текстам о любви и дружбе.

Эмоционально - эстетическая
сторона сочинения

1

Вступительная часть сочинения.



Подводят итоги



Осуществляют рефлексию



Самостоятельно определяют
цели

Виды вступлений (историческое, историко-литературное,
аналитическое или проблемное, биографическое,
сравнительное, публицистическое, лирическое).

1

Заключительная часть сочинения.



обсуждают вступительную часть
сочинения.



Подводят итоги
Осуществляют рефлексию






Самостоятельно определяют
цели
Рецензируют сочинения,
написанные учащимися.
Редакторская правка.
Подводят итоги



Осуществляют рефлексию



Самостоятельно определяют
цели
Отрабатывают теоретический
материал по теме "Сочинениерассуждение".



1

Стилистика сочинения. Анализ эпизода. Схема анализа
эпизода. Работа над эпизодом при анализе художественного
произведения

23

Записывают в тетради,



32

33

34

Практическое занятие.
Собственный эмоциональный
настрой (убежденность,
богатство мысли, подача их,
лексическое богатство).

1

Практическое занятие.
Введение в сочинение
элементов художественного
текста (ключевые слова,
цитирование, переложение
текста, литературная
композиция, монтаж).

1

Приемы правки сочинения.
Работа над
совершенствованием
написанного.

Работа над текстом художественного произведения при
подготовке к сочинению. Отбор материала, систематизация
фактического материала, планирование будущего текста.
Классификация сочинений по проблематике, тематике и
жанрам. Своеобразие жанров: литературно-критическая статья,
рецензия, эссе, очерк, дневник, путешествие, сочинениехарактеристика, литературный портрет. Зависимость
структуры сочинения от его типа.






Подводят итоги
Осуществляют рефлексию

Работа над текстом художественного произведения при
подготовке к сочинению.




Самостоятельно определяют
цели
Отрабатывают теоретический
материал по теме "Сочинениерассуждение".




Подводят итоги
Осуществляют рефлексию



Самостоятельно определяют

Отбор материала, систематизация фактического материала,
планирование будущего текста.
Цитирование. Использование цитат в сочинении.
Стилистика
сочинения.
Редактирования
и
рецензирование, анализ сочинения.

Итого: 34 часа.

24

Отрабатывают теоретический
материал по теме "Сочинениерассуждение»

цели


Отрабатывают материал по
теме "Сочинение-рассуждение".



Подводят итоги



Осуществляют рефлексию


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».