МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
КШ «Каменск-Уральский кадетский корпус» (филиал)
ГБОУ СО КШИ "Екатеринбургский кадетский корпус"
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
учителей ГЦ
руководитель МО ГЦ:
СОГЛАСОВАНО
Методист по учебной
работе КШ "КаменскУральский кадетский
________________________ корпус"
УТВЕРЖДЕНО
Заведующая КШ
"Каменск-Уральский
кадетский корпус"
________________________
Просвирнина Е.Н. ________________________
Казимирская А.Г.
Протокол №1 от «29»
Приказ
№1
от «30» августа
Шаламова О.В
августа 2024 г.
2024
г.
Приказ №1 от «30» августа
2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Практикум по русскому языку»
для обучающихся 10-11 классов
г. Каменск-Уральский 2024 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа «Практикум по русскому языку»
к учебникам:
составлена
на основе программы
Русский язык (базовый уровень). 10 класс: учебник для общеобразовательных
учреждений/Чердаков Д.Н., Дунев А.И. Под общей ред.Вербицкой Л.А. –М: Просвещение. 2019 г.
Русский язык (базовый уровень). 11 класс: учебник для общеобразовательных
учреждений/Чердаков Д.Н., Дунев А.И. Под общей ред.Вербицкой Л.А. –М: Просвещение. 2019 г.
А также на основе нормативно-правовых документов и материалов:
•
Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями от 02.03.2016 г. № 46-ФЗ);
•
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17
декабря 2010 г. № 1897, с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки России от
29 декабря 2014 года № 1644, от 31 декабря 2015 года № 1577
•
«Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных
учреждениях», утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП
2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи"
Программа даёт возможность закрепить теоретический и практический
материал, освоенный на уроках русского языка. Кроме того, базируется на основных
положениях примерной программы по русскому языку, не противоречит её принципам и
повышает
уровень
овладения
основными
компетенциями,
соответствующими Федеральному государственному
образовательному стандарту среднего общего образования.
Особая роль в данной программе отводится воспитанию духовно
развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения, гражданского
сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к языку и литературе и ценностям
отечественной культуры.
Курс «Практикум по русскому языку» направлен на достижение
следующих целей:
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты,
оценивать их с точки зрения нормативности;
овладение умениями различать функциональные разновидности языка и
моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;
повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Задачи курса:
1) закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка,
развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
2) закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать
языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения
основных норм современного русского литературного языка;
3) совершенствовать орфографическую грамотность учащихся;
4) формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки:
чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа
с различными информационными источниками.
На основании требований Федерального государственного образовательного
стандарта общего образования в содержании программы предполагается реализовать
актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный,
деятельностный подходы.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и
предметных результатов школьного курса русского языка.
Планируемые результаты освоения курса «Практикум по русскому языку»
Личностные результаты
в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивны
х
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные
планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в
процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную
позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и
настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и
достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию
в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни
, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому
и психологическому здоровью;
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности
в поликультурном социуме, чувство причастности к историкокультурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению
Отечеству, его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости з
а свой край, свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к
государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному язык
у
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и
главным фактором национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважаю
щего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в
общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных
прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать
собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным
принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах
общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей,
их чувствам, религиозным убеждениям.
в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
.нравственное
сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности
и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
принятие
гуманистических
ценностей,
осознанное,
уважительное
и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям,
в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому
и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения
на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе,
художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и
общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность
за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования,
нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к
семейной жизни:
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей.
в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических
отношений:
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
в сфере физического, психологического,
социального и академического
благополучия обучающихся:
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в
жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического
комфорта, информационной безопасности.
Планируемые метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения элективного курса представлены тремя группами у
ниверсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности
, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях
этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельносхематические средства для представления существенных связей и
отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения
со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать
партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности
взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и
членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий,
эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до
их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты
В результате изучения элективного курса «Практикум по русскому языку»
на уровне среднего общего образования выпускник на базовом уровне научится:
использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
использовать знания о формах русского языка (литературный язык,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании
текстов;
создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические
тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание,
повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты,
выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады,
сочинения);
выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и
выбранного профиля обучения;
правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений
при построении текста;
создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии
с функционально-стилевой принадлежностью текста;
сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при
создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным
пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным
извлечением информации);
анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в
текстовый формат;
преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного
выступления;
соблюдать культуру публичной речи;
соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические,
грамматические, стилистические, орфографические
и пунктуационные нормы русского литературного языка;
оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и
письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть
взаимосвязь между ними;
анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства,
использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употре
бления;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о
богатстве и выразительности русского языка);
отличать язык художественной литературы от других разновидностей
современного русского языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного
выражения мысли и усиления выразительности речи;
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского
языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с
правилами ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и
неизвестную информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и
анализировать полученную информацию;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные
тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том
числе при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебнонаучной и официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе
знаний о нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения
словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том
числе художественной литературы).
Выпускник на углубленном уровне научится:
воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания;
рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы;
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и
видеть
взаимосвязь между ними;
анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения
правильности, точности и уместности их употребления при оценке собственной и чужой
речи;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о
богатстве и выразительности русского языка);
отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей
современного русского языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более
точного
выражения мысли и усиления выразительности речи;
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского
языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с
правилами ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию,
известную
и
неизвестную информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и
нетекстовой
информации,
отбирать и анализировать полученную информацию;
оценивать стилистические ресурсы языка;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального
стиля;
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные
тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том
числе при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебнонаучной и официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на
основе знаний о нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения
словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том
числе художественной литературы).
Выпускник на углублённом уровне получит возможность научиться:
проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте;
выделять и описывать социальные функции русского языка;
проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями языка,
и использовать его результаты в практической речевой деятельности;
анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную
интерпретацию;
характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка;
проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде
доклада, статьи, рецензии, резюме;
проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с
его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью;
критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический текст;
выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности;
осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;
использовать языковые средства с учетом вариативности современного русского языка;
проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи;
редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе
знаний о нормах русского литературного языка;
определять пути совершенствования собственных коммуникативных способностей
и культуры речи.
Содержание
Содержание обучения элективного курса «Практикум по русскому языку» на отобрано и
структурировано на основе компетентностного подхода: развиваются и совершенствуют
языковая и лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая
компетенции.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – углубление знаний о
языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и
функционировании; о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными
нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического
строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых
явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Коммуникативная компетенция – совершенствование владения всеми видами речевой
деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования
языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам,
психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры,
национально-культурной специфики русского языка; расширение знаний о взаимосвязи
развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения,
культуры межнационального общения, решения проблем, от готовности к
конструктивному взаимодействию с людьми
Практикум по русскому языку является частью программы среднего общего
образования.
Изучается в классах г у м а н и т а р н о г о и социальноэкономического профиля в объеме 68 и 34 часов (10 класс 1 час в неделю, 11 класс 0,5
час в неделю).
Программа реализуется с помощью учебника, предназначенного для
общебразовательных школ и вошедшего в Федеральный перечень рекомендованных
учебников 2024-2025 года:
Русский язык (базовый уровень). 10 класс: учебник для общеобразовательных
учреждений/Чердаков Д.Н., Дунев А.И. Под общей ред.Вербицкой Л.А. –М: Просвещение. 2019 г.
Русский язык (базовый уровень). 11 класс: учебник для общеобразовательных
учреждений/Чердаков Д.Н., Дунев А.И. Под общей ред.Вербицкой Л.А. –М: Просвещение. 2019 г.
Содержание курса в 10 классе
Введение (1)
Русский язык среди языков мира. Понятие нормы литературного языка. Типы норм
литературного языка. Норма и культура речи. Понятие о функциональных разновидностях
(стилях); основные функциональные стили современного литературного языка.
Лексика. Фразеология. Лексикография (3)
Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии. Слово и его
значение.
Однозначность и многозначность слов. Изобразительновыразительные
средства языка. Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.
Омонимы, синонимы, паронимы, антонимы и их употребление. Происхождение лексики
современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая
ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов.
Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Лексикография.
Фонетика. Графика. Орфоэпия (1)
Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки. Звуки и буквы.
Чередование звуков, чередования фонетические и исторические. Фонетический разбор.
Орфоэпия. Основные правила произношения.
Морфемика и словообразование (2)
Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы
корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные.
Морфемный разбор
слова.
Словообразование.
Морфологические
способы
словообразования. Понятие словообразовательной цепочки. Неморфологические способы
словообразования. Словообразовательный разбор. Словообразовательные словари.
Основные способы формообразования в современном русском языке.
Морфология и орфография (9)
Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и
орфографии. Принципы русской орфографии. Морфологический принцип как ведущий
принцип русской орфографии. Фонетические и традиционные написания. Проверяемые и
непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова.
Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после ц. Употребление бу
кв Э, Е, Ё и сочетания ЙО в различных морфемах. Правописание звонких и глухих
согласных. Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ,
ЗДЧ.
Правописание двойных согласных. Правописание гласных и согласных в
приставках. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Гласные Ы и И после приставок. Употребление Ъ и
Ь.
Самостоятельные части речи (16):
Имя существительное (3)
Имя существительное как часть речи. Лексикограмматические разряды имён существительных. Род имён существительных. Распределе
ние существительных по родам. Существительные общего рода. Определение и способы
выражения рода несклоняемых
имён существительных и аббревиатуры. Число имён существительных. Падеж и
склонение имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.
Правописание падежных окончаний имён существительных. Варианты падежных
окончаний. Гласные в суффиксах имён существительных. Правописание сложных имён
существительных. Составные наименования и их написание.
Имя прилагательное (4)
Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён
прилагательных: прилагательные качественные, относительные и притяжательные.
Качественные прилагательные. Сравнительная и превосходная степень качественных
прилагательных. Синтетическая и аналитические формы степеней сравнения. Полные и
краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления
кратких имён прилагательных в современном русском языке. Синонимия полных и
кратких форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности.
Прилагательные относительные
и
притяжательные.
Особенности
образования
и употребления притяжательных прилагательных. Переход прилагательных из одног
о
разряда в другой. Морфологический разбор имён прилагательных. Правописание
окончаний
имён прилагательных. Склонение
качественных
и относительных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на –
ии. Правописание суффиксов имён прилагательных. Правописание Н и НН в
суффиксах имён прилагательных Правописание сложных имён прилагательных
Имя числительное (1)
Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён
числительных.
Особенности
употребления
числительных
разных
разрядов.
Морфологический разбор числительных. Склонение имён числительных. Правописание
имён числительных. Употребление имён числительных в речи. Особенности употребления
собирательных числительных в речи.
Местоимение (2)
Местоимение как часть речи. Разряды и особенности употребления местоимений.
Морфологический разбор местоимений. Значение и особенности употребления
местоимений ты и вы. Особенности употребления возвратного, притяжательных и
определительных местоимений. Правописание местоимений.
Глагол (3)
Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола.
Инфинитив как начальная форма глагола. Категория вида русского глагола. Переходность
\ непереходность глагола. Возвратные глаголы. Категория наклонения глагола.
Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное(условное). Особенности
образования и функционирования. Категория времени глагола.Спряжение глагола. Две
основы
глаголов. Формообразование
глагола.
Морфологический
разбор глагола .Правописание глаголов.
Причастие как особая глагольная форма. Признаки глагола и
признаки прилагательного
у причастий.
Морфологический
разбор
причастий.
Образование причастий. Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях и
отглагольных прилагательных. Переход причастий в прилагательные и существительные
Деепричастие как глагольная форма. Образование деепричастий. Морфологич
еский разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги.
Наречие (3)
Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий.
Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую. Слитное
написание наречий. Раздельное написание наречий. Дефисное написание наречий. Слова
категории состояния. Лексико-грамматические группы и грамматические особенности
слов категории состояния. Омонимия слов категории состояния, наречий на –о, е и
кратких прилагательных ср. р. ед. ч. Морфологический разбор слов категории состояния.
Служебные части речи (2)
Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи. Особенности
употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов. Правописание предлогов.
Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению,
употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова. Морфологический
разбор союзов Правописание союзов
Частицы как служебная часть речи. Разряды частиц. Морфологический разбор частиц.
Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ и НЕ, их
значение и употребление. Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ с различными
частями речи.
Междометие как особый разряд слов. Междометие и звукоподражательные слова.
Морфологический разбор междометий. Правописание междометий. Функциональностилистические особенности употребления междометий
Электронные образовательные ресурсы
http://www.fipi.ru/ «Федеральный институт
педагогических измерений»
http://www.yaklass.ru/ Система онлайн-занятий. Образовательная платформа
https://uchi.ru/ Образовательная платформа
http://www.gramota.ru Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия
газеты «Русский язык»
http://rus.1september.ru Коллекция диктантов по русскому языку Российского
общеобразовательного портала
http://language.edu.ru Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
http://www.philolog.ru/dahl
ЕГЭ по русскому языку:
электронный репетитор
http://www.rm.kirov.ru Культура письменной речи
http://www.gramma.ru Материалы
по
теории языка
и
литературе
http://mapryal.russkoeslovo.org Научно-методический журнал «Русский язык в школе»
http://www.ruscorpora.ru Портал русского языка «ЯРУС»
http://yarus.aspu.ru Портал «Русское слово»
http://www russkoeslovo.org Проект «Русские словари»
Тематическое планирование
Тема занятия
№
Колво часов
1
1
Введение
2
Слово и его значение. Основные понятия и основные единицы
лексики и фразеологии.
Омонимы, синонимы, паронимы, антонимы
и их употребление.
Изобразительно-выразительные средства языка.
1
Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и
согласных звуков. Ударение.
Основные понятия морфемики и словообразования.
1
1
9
Основные способы словообразования в современном русском
языке.
Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь
морфологии и орфографии.
Морфологический анализ слова.
10
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.
1
3
4
5
6
7
8
1
1
1
1
1
11
Чередующиеся гласные в корне слова.
1
12
Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных
после ц. Употребление букв Э, Е, Ё и сочетания ЙО в
различных морфемах.
Правописание звонких и глухих согласных.
1
14
Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ТЧ,
ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ. Правописание двойных согласных.
1
15
1
16
Правописание гласных и согласных в приставках.
Приставки ПРЕ- и ПРИ-.
Гласные Ы и И после приставок. Употребление Ъ и Ь.
17
Имя существительное как часть речи.
1
18
Гласные в суффиксах имён существительных.
1
19
Правописание сложных имён существительных. Составные
наименования и их написание.
Имя прилагательное как часть речи.
1
1
23
Разряды имён прилагательных. Переход
прилагательных из одного разряда в другой.
Склонение качественных и относительных.
Особенности склонения притяжательных
прилагательных .
Правописание суффиксов имён прилагательных.
24
Имя числительное как часть речи.
1
25
1
26
Местоимение как часть речи. Разряды
и особенности употребления местоимений. Морфологический
разбор местоимений.
Правописание местоимений.
27
Основные грамматические категории и формы глагола.
1
28
Причастие как особая форма глагола.
1
29
Деепричастие как особая форма глагола.
1
30
Наречие как часть речи.
1
31
Правописание наречий.
1
32
Слова категории состояния.
1
33
Служебные части речи.
2
13
20
21
22
Итого
1
1
1
1
1
1
34
Содержание курса в 11 классе
Введение (1)
Русский язык среди языков мира. Понятие нормы литературного языка. Типы норм
литературного языка. Норма и культура речи. Понятие о функциональных разновидностях
(стилях); основные функциональные стили современного литературного языка.
Лексика. Фразеология. Лексикография (2)
Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии. Слово и его
значение.
Однозначность и многозначность слов. Изобразительновыразительные
средства языка. Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.
Омонимы, синонимы, паронимы, антонимы и их употребление. Происхождение лексики
современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая
ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов.
Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Лексикография.
Фонетика. Графика. Орфоэпия (1)
Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки. Звуки и буквы.
Чередование звуков, чередования фонетические и исторические. Фонетический разбор.
Орфоэпия. Основные правила произношения.
Морфология и орфография (2)
Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и
орфографии. Принципы русской орфографии. Морфологический принцип как ведущий
принцип русской орфографии. Фонетические и традиционные написания. Проверяемые и
непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова.
Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после ц. Употребление бу
кв Э, Е, Ё и сочетания ЙО в различных морфемах. Правописание звонких и глухих
согласных. Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ,
ЗДЧ.
Правописание двойных согласных. Правописание гласных и согласных в
приставках. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Гласные Ы и И после приставок. Употребление Ъ и
Ь.
Самостоятельные части речи (11):
Имя существительное (3)
Имя существительное как часть речи. Лексикограмматические разряды имён существительных. Род имён существительных. Распределе
ние существительных по родам. Существительные общего рода. Определение и способы
выражения рода несклоняемых
имён существительных и аббревиатуры. Число имён существительных. Падеж и
склонение имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.
Правописание падежных окончаний имён существительных. Варианты падежных
окончаний. Гласные в суффиксах имён существительных. Правописание сложных имён
существительных. Составные наименования и их написание.
Имя прилагательное (2)
Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён
прилагательных: прилагательные качественные, относительные и притяжательные.
Качественные прилагательные. Сравнительная и превосходная степень качественных
прилагательных. Синтетическая и аналитические формы степеней сравнения. Полные и
краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления
кратких имён прилагательных в современном русском языке. Синонимия полных и
кратких форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности.
Прилагательные относительные
и
притяжательные.
Особенности
образования
и употребления притяжательных прилагательных. Переход прилагательных из одног
о
разряда в другой. Морфологический разбор имён прилагательных. Правописание
окончаний
имён прилагательных. Склонение
качественных
и относительных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на –
ии. Правописание суффиксов имён прилагательных. Правописание Н и НН в
суффиксах имён прилагательных Правописание сложных имён прилагательных
Имя числительное (1)
Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён
числительных.
Особенности
употребления
числительных
разных
разрядов.
Морфологический разбор числительных. Склонение имён числительных. Правописание
имён числительных. Употребление имён числительных в речи. Особенности употребления
собирательных числительных в речи.
Местоимение (1)
Местоимение как часть речи. Разряды и особенности употребления местоимений.
Морфологический разбор местоимений. Значение и особенности употребления
местоимений ты и вы. Особенности употребления возвратного, притяжательных и
определительных местоимений. Правописание местоимений.
Глагол (2)
Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола.
Инфинитив как начальная форма глагола. Категория вида русского глагола. Переходность
\ непереходность глагола. Возвратные глаголы. Категория наклонения глагола.
Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное(условное). Особенности
образования и функционирования. Категория времени глагола.Спряжение глагола. Две
основы
глаголов. Формообразование
глагола.
Морфологический
разбор глагола .Правописание глаголов.
Причастие как особая глагольная форма. Признаки глагола и
признаки прилагательного
у причастий.
Морфологический
разбор
причастий.
Образование причастий. Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях и
отглагольных прилагательных. Переход причастий в прилагательные и существительные
Деепричастие как глагольная форма. Образование деепричастий. Морфологич
еский разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги.
Наречие (1)
Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий.
Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую. Слитное
написание наречий. Раздельное написание наречий. Дефисное написание наречий. Слова
категории состояния. Лексико-грамматические группы и грамматические особенности
слов категории состояния. Омонимия слов категории состояния, наречий на –о, е и
кратких прилагательных ср. р. ед. ч. Морфологический разбор слов категории состояния.
Служебные части речи (1)
Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи. Особенности
употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов. Правописание предлогов.
Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению,
употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова. Морфологический
разбор союзов Правописание союзов
Частицы как служебная часть речи. Разряды частиц. Морфологический разбор частиц.
Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ и НЕ, их
значение и употребление. Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ с различными
частями речи.
Междометие как особый разряд слов. Междометие и звукоподражательные слова.
Морфологический разбор междометий. Правописание междометий. Функциональностилистические особенности употребления междометий
Электронные образовательные ресурсы
http://www.fipi.ru/ «Федеральный институт
педагогических измерений»
http://www.yaklass.ru/ Система онлайн-занятий. Образовательная платформа
https://uchi.ru/ Образовательная платформа
http://www.gramota.ru Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия
газеты «Русский язык»
http://rus.1september.ru Коллекция диктантов по русскому языку Российского
общеобразовательного портала
http://language.edu.ru Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
http://www.philolog.ru/dahl
ЕГЭ по русскому языку:
электронный репетитор
http://www.rm.kirov.ru Культура письменной речи
http://www.gramma.ru Материалы
по
теории языка
и
литературе
http://mapryal.russkoeslovo.org Научно-методический журнал «Русский язык в школе»
http://www.ruscorpora.ru Портал русского языка «ЯРУС»
http://yarus.aspu.ru Портал «Русское слово»
http://www russkoeslovo.org Проект «Русские словари»
Тематическое планирование
Тема занятия
№
1
Введение
2
Слово и его значение. Основные понятия и основные единицы
лексики и фразеологии. Омонимы,
синонимы, паронимы, антонимы и их употребление.
Изобразительно-выразительные средства языка.
3
4
5
Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и
согласных звуков. Ударение.
Взаимосвязь морфологии и орфографии.
Морфологический анализ слова. Правописание звонких и
глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных
и сочетаний СЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ. Правописание
двойных согласных.
Колво часов
1
1
1
1
1
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.
Чередующиеся гласные в корне слова. Употребление гласных
после шипящих. Употребление гласных после ц.
Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Гласные Ы и И после приставок..
Правописание гласных и согласных в приставках.
Употребление Ъ и Ь.
Имя существительное как часть речи. Гласные
в суффиксах имён существительных.
Правописание сложных имён существительных. Составные
наименования и их написание.
Имя прилагательное как часть речи. Правописание суффиксов
имён прилагательных.
Разряды имён прилагательных. Переход
прилагательных из одного разряда в другой. Склонение
качественных и относительных. Особенности склонения
притяжательных прилагательных .
Имя числительное как часть речи.
1
Местоимение как часть речи. Разряды
и особенности употребления местоимений. Морфологический
разбор местоимений. Правописание местоимений.
Основные грамматические категории и формы глагола.
1
Причастие как особая форма глагола. Деепричастие как особая
форма глагола.
Наречие как часть речи. Правописание наречий. Слова
категории состояния.
Служебные части речи.
1
Итого
1
1
1
1
1
1
1
1
2
17